Не хочешь читать намаз?
Любовь — в поклонении
До того, как я пришел к тому, чтобы поклоняться Всевышнему, мне казалось, что предписанный верующим 5-кратный намаз очень утомителен. Мне казалось нецелесообразным в разгар рабочего дня бросить свою работу и выделить время для совершения намаза.
Работая журналистом, я часто проводил в офисе по 10 часов в день или был занят на конференциях, встречах и интервью, и едва успевал выделить время на обед. Если бы я не работал, мое время было бы занято домашними делами, поручениями, друзьями и семьей. Я был очень пунктуален во всем, кроме того, что опаздывал пять раз в день.
Мне казалось нецелесообразным вставать задолго до рассвета, чтобы совершить фаджр, потому я не смогу нормально заниматься своей работой в течение дня. Также мне казалось нелогичным прерывание встреч в течение рабочего дня, чтобы совершить зухр и аср.
Совершение магриба также представлялось мне крайне проблематичным, потому что он приходится на короткий промежуток времени, когда возвращаешься домой, ужинаешь. Единственный намаз, который предоставлялся мне возможным, – это иша. Таким образом, большую часть своей жизни я в лучшем случае совершал все пять намазов в вечернее время, либо пропускал их ради забот.
Таков был мой непоследовательный подход к выполнению своей обязанности в виде намаза в течение дня. Я верил во Всевышнего и любил Его, но устанавливал свои условия поклонения Ему, а не следовал тем, что четко изложены в Коране и сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Тем не менее, суть жизни мусульманина заключается в том, чтобы совершать пятикратный намаз в установленное время. Без этого наша вера не завершена и не совершенна. Это главный способ поклонения, который Аллах предписал тем, кто стремится жить в лоне Ислама.
Я осознал, что если не буду выполнять это предписание Всевышнего, то не могу считать себя мусульманином. Я перестроил свой образ жизни под намаз. И вот уже полтора года я ни разу не пропускал намаза, где бы я не находился – на работе, в торговом центре или в дороге.
Оглядываясь назад, я понимаю, насколько неправильным было мое отношение к намазу. Когда я перестал пытаться вписать молитвы в свои повседневные дела и организовал свою жизнь вокруг намазов, это помогло мне избавиться от ненужных дел. Намаз способствует душевному спокойствию и покою, поэтому я решил отгородить себя от негатива, чтобы лучше концентрироваться во время молитвы, и избавил себя от болтовни и выслушивания сплетен.
За короткое время молитва стала для меня на удивление легкой и естественной. Раньше я считал намаз очень неудобным, но потом осознал, насколько они легко и плавно вписываются в распорядок дня. Утренний намаз давал мне прилив энергии в течение дня. Намазы, которые я считал обременительными, стали неотъемлемой частью моей жизни.
Исламский мыслителе аль-Газали сказал: «Воистину, душа привыкает к тому, к чему ты ее приучаешь. Это значит: то, что вначале обременяет душу, в конце концов, становится ее природой».
На каждом повороте моего пути в поисках обогащения своей веры, я обнаруживал, что то, что вначале кажется сложным, становится простым, когда совершается с искренностью. После того, как я перестроил свою жизнь вокруг намаза, пятикратная молитва стала для меня недостаточной, чтобы выразить мою приверженность. Я изучил хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и узнал, что можно совершать дополнительные намазы. С тех пор не прошло ни дня, чтобы я их не совершал.
В дополнение своих ежедневных молитв я сделал для себя обязательным поминание Аллаха – зикр. Повторение таких фраз, как «Ля иляха илля Ллах» (нет бога кроме Аллаха), заставляет нас концентрировать наше внимание на Всевышнем.
Если каждый день, выходя из дома, говорить «Во имя Аллаха» (бисмиллях), то Аллах будет направлять нас в течение всего дня, если сказать «Я верю Аллаху» (тавакальт аль Аллах), вы будете под защитой Аллаха, а если сказать «Нет силы и мощи, кроме как у Бога» (ля хауля ва ля куввата илля биллях), Аллах защитит вас.
Возможно, для кого-то такая приверженность может показаться немного чрезмерной, пару раз мне даже так говорили. Но это чрезмерность в вещах величайшей значимости, и она не может принести человеку вред. Чем больше времени я посвящаю Богу, тем спокойнее моей душе, и тем больше я сосредотачиваюсь на самых важных вещах: на том, как достойно обращаться с семьей и друзьями, упорно работать, помогать нуждающимся, с состраданием и щедростью давать милостыню и сохранять свою целостность.
Поминание Бога на протяжении всего дня в намазах и зикрах очищает наше сердце и стирает преграды, которые могут помешать вере предстать в своем чистейшем виде.
И, как сказал аль-Газали: «Воистину, когда человек любит какую-то вещь, он постоянно о ней упоминает, а когда он постоянно упоминает вещь, даже если это обременительно, он любит ее».
«Ислам сегодня»