Путешествие по закоулкам нашей души
Искренняя, как слеза ребёнка, неистовая, как раненое сердце матери, как надежда в глазах утопающего, протянувшего к тебе руку в последнем усилии…
Это мольба человека в невыносимо тяжёлом положении, когда вокруг не осталось никого, кто мог бы помочь и облегчить твою участь, кроме Создателя, Чьё могущество для тебя абсолютная истина, а надежда на Его милость – последняя обитель.
«В мольбе проявляется вся сущность рабства человека перед Всевышним Аллахом. По тому, как именно во время мольбы раб выявляет предел своей слабости, немощности и нужды, ожидая от своего Господа беспредельной щедрости», – пишет в своей книге «Благонравие праведников» шейх Ахмад-афанди.
Противоположность этому – когда человек в слепой гордости надеется целиком и полностью на себя, чьё «Я» не оставляет места смиренности и мольбе в его душе. Их разговоры целиком и полностью состоят из «Я решил», «Я захотел», «Я сделал». В конце концов, смысл, что вкладывается ими в последнюю букву русского алфавита, вытесняет из их души всё остальное, не оставляя места ничему, кроме эгоизма, безграничной любви к самому себе и ежедневно растущим и не имеющим меры запросам собственных страстей и желаний, утолить которые человек не в силах. Я – смысл его жизни, клетка, в которой он живёт, Бог, которому поклоняется.
Другой пример – надеющийся на других, более влиятельных, богатых и сильных людей, в состоянии униженности лебезящий перед ними. Забыв, что есть Господь, или даже не веря в Него, он прикладывает неимоверные усилия, добиваясь внимания сильных мира сего, обивая пороги влиятельных чиновничьих кабинетов, расточая лживые комплименты богатым, в надежде получить крошку от их пирога. Отсюда его абсолютное пренебрежение к тем, кто оказался ниже его по статусу, материальному положению, и жалкая унизительная поза просителя перед тем, кто выше и влиятельнее. В таком виде и протекает вся его жизнь, человека двуличного и жалкого.
Истина же в том, что, признавая свою немощность и рабство перед Всевышним, уповая только на Него, человек возвышается над всеми остальными: своим страстями, избегая заблуждений собственного «Я», и другими созданиями Господа, какими бы материальными благами они ни обладали.
«Истинное рабство – это признание человеком отсутствия у него всякой силы и мощи для совершения благого и оставления греховного, а также признание того, что все блага и милости исходят лишь от Всевышнего Создателя», – подчёркивает шейх Ахмад-афанди, приводя далее следующее высказывание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Мольба – мозг поклонения». В другой версии говорится: «Мольба и есть поклонение».
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на мольбу, как на основу всего, потому что сущностью поклонения является приниженность раба и его смиренность, а в наивысшей степени своей это проявляется и достигается лишь во время мольбы», – отмечает шейх Ахмад-афанди.
Всё вышесказанное не отменяет того, что проситель должен соблюдать определённую этику, дабы не преступить границы запретного и не навредить самому себе. В принципе, мы можем просить Создателя о сколь угодно малом и большом: мирном небе над головой, здоровье родных и близких, прощения нашим грехам, новой квартире или даже обуви и одежде.
Опасность же заключается в том, что, прося некие материальные вещи, мы не знаем, есть ли в них для нас благо или нет. Об этом ведает только Всевышний. Допустим, мы упорно просили новый, возможно, даже какой-то конкретный понравившийся нам автомобиль, и Всевышний даровал его нам. Но вот с машиной случается неисправность, от которой никто не застрахован, автомобиль разбит вдребезги, а мы на больничной койке. Получается, в этом новом приобретении не было для нас блага? Поэтому этикет мольбы ко Всевышнему, когда мы просим о материальных вещах, заключается в том, чтобы мы не забывали добавлять в свою просьбу следующую фразу: «если в этом есть для нас благо».
Для верующего человека просьбы к Господу о прощении собственных грехов, милости для себя и своей семьи, родителей и детей, наставлении на истинный путь и помощи в преодолении трудностей мирской жизни – неотъемлемая часть его жизни.
«Раб всегда должен быть покорен Аллаху и благодарен Ему за проявленную милость и может настойчиво просить то, в чём он нуждается. Он должен терпеливо и спокойно ждать, пока Аллах ответит на его мольбу», – пишет Муфтий Дагестана, шейх Ахмад-афанди.
Когда наши шансы на принятие мольбы увеличиваются?
«Состояние, в котором раб бывает более всего близок к Господу, – это земной поклон (суджда). Раб должен часто просить Его милости и прощения в земном поклоне», – подсказывает нам шейх Ахмад-афанди.
А сейчас ровно одну минутку подумаем над тем, о чём мы просим или не просим, как и когда мы обращаемся к Богу. Ведь это наш диалог со Всевышним, и его содержание во многом нас характеризует…
Хамид Асадуллин