Смирение сердца и смирение тела
«Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных»
Всевышний Аллах в Коране говорит: «И стойте перед Аллахом смиренно» (сура «аль Бакара» («Корова»), аят 238).Состояние смирения перед Всевышним называется «хушуъ». В другом аяте оно названо в числе качеств преуспевших верующих: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (сура «аль Муъминун» («Верующие»), аяты 1-2).
Место смирения – в сердце, и его влияние отражается на всех органах тела. Если сердце испорчено или подвержено наущениям шайтана, если оно угнетено мирскими желаниями, то и поклонение будет небрежным. А если оно смиренно перед Всевышним, часто обращается к Нему, то и поклонение будет искренним. Сердце некоторыми учеными уподоблено королю, а органы тела – слугам. Если свергается король, гибнут органы, а свержение сердца происходит тогда, когда оно отказывается от повиновения Всевышнему…
Но смирение, которое проявляется в органах, но которого нет в сердце, порицаемо. Так, один из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) по имени Хузайфа говорил: «Бойтесь смирения лицемеров». Его спросили: «А что такое смирение лицемеров?». «Это смирение, которое показывает человек в теле, но которого нет в его сердце». Фудайль ибн Аяд также говорил: «Нежелательно демонстрировать больше смирения в теле, чем его на самом деле есть в сердце». И если кто-либо специально опускал плечи или голову, желая показаться богобоязненным, его одергивали замечанием: «О такой-то и такой-то, смирение не в плечах, а в сердце!».
Отмечая разницу между смирением тела и смирением сердца, ученые говорили: «Смирение истинной веры появляется тогда, когда человек испытывает трепет и страх перед величием и могуществом Аллаха так, что сердце его наполняется стыдливостью, любовью и застенчивостью, признавая милость Творца и несправедливость собственной души (свои грехи). Поэтому нет сомнений, что смирение сердца сопровождается смирением в теле. Что же касается лицемерного смирения, то это то, что предназначено для чужих глаз, но не для Всевышнего. И сподвижники просили защиты у Аллаха от такого проявления «богобоязненности». Истинное же подчинение Всевышнему тушит пламя физических желаний, очищает сердца, наполняя его светом осознания величия Творца. Его желания умирают под действием страха и трепета, он начинает ощущать безопасность в поминании Аллаха. А тот, кто скромен, тот спокоен. Пространство смирения подобно равнинной земле, ровной, на которой удерживаются вода/блага Аллаха. Из уважения к Творцу она как будто никогда не поднимается, не проявляет высокомерия. Невежественное сердце напротив подобно скале, возвышающейся и выступающей и несклоняющейся перед величием Творца. Таким сердцам недоступно истинное смирение».
Время, в которое необходимо проявлять больше смирения, — это время, проводимое в молитве. Только тогда, когда отстранившись от мирского, забыв о проблемах и переживаниях, верующий сосредотачивается на разговоре со Всевышним, он может находить и радость, и успокоение в молитве. Подобно тому, как находил утешение в молитве Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В Коране Всевышний назвал это качество, как одно из качеств избранных: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (сура «аль Ахзаб» («Союзники»), аят 35).
Смирение сердца облегчает молитву. А для тех, кто проявляет смирение только телом, молитва становится бременем. Как сказано в Коране: «Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (сура «аль Бакара» («Корова»), аят 45).
Смирение – это то, что тяжело приобретается и легко теряется. И в то же время это показатель состояния сердца. Когда оно на истинном пути, оно «зажигается» смирением, когда же сердце отклоняется, то смирение теряется вместе со следованием верному пути. Ася Гагиева