Торговля
Торговая сделка без иджаба (предложение или просьба купить что-либо) и кабула (принятие предложения или выражение согласие) считается недействительной. Иджаб – это слова продавца или его доверенного: я продаю вам (это…) или отдаю вам во владение, а кабул – слова покупателя или его доверенного: я покупаю или беру во владение, или согласен (на это…).
Слово покупателя может быть первым, например: я покупаю это за столько-то, а продавец говорит: я продаю вам. Можно сказать: продайте мне (то-то) за столько-то, продавец скажет: я продаю вам. Необходимо чтобы пауза между иджабом и кабулом, согласно порядку обычного (диалога), была недолгой. Знаки немого человека (в торговой сделке рассматриваются) как слова говорящего.
Условием для заключающих торговую сделку является: совершеннолетие, разум, свобода от рабства, отсутствие запрета (на распоряжение имуществом) и отсутствие неправомерного принуждения (в торговле). После завершения сделки за каждым из них закрепляется право выбора (между отказом от сделки или её продолжением) до тех пор, пока они не покинут маджлис (место совершения сделки) или не закрепят её, или пока один из них не нарушит её. Также каждый из них вправе выдвинуть условие на право выбора до трёх дней или меньше.
Раздел: Продаваемая вещь должна соответствовать пяти требованиям. Она должна быть чистой (г1айру наджасин), полезной, доступной для передачи (покупателю), находящейся в собственности у продавца и определённой (относительно её сущности, размера, веса, свойства и т.д.). Не является действительной сделка по продаже чего-либо нечистого. Как, например: собака (свинья, мертвечина, навоз, вино). Или то, в чём нет никакой пользы, как например: насекомые, (одно) зёрнышко пшеницы, запрещенные музыкальные инструменты. Или то, что невозможно вручить (покупателю), как, например: парящая (в небе) птица. Или то, что отнято силой (и невозможно вернуть). (Также) нельзя продавать заложенную вещь без разрешения того, кто принял залог. Недействительна продажа мошенника, это продажа имущества другого без наследования и уполномочия. Нельзя продавать то, что нельзя окинуть взглядом, а если покупатель (уже) видел это, и оно из того, что обычно не меняется за время отлучки, то можно. Продажа и покупка слепого (тоже) считается недействительной, его способ (торговли) – это уполномочие.
Раздел: Тот, кто знал об изъяне в (своём) товаре, тот обязан рассказать о нём (покупателю), если он не сделает это, он обманет, но сделка (не смотря на то, что он совершил тяжкий грех) считается действительной. Если покупатель узнает об изъяне после покупки, он вправе вернуть вещь. Изъян (из-за которого вещь можно вернуть продавцу) – это тот изъян, который уменьшает вещь или её стоимость настолько, что её нельзя использовать по назначению, и который обычно в такой вещи не встречается. Если он узнает об изъяне после того, как (купленная) вещь испортилась (т.е. когда её уже вернуть невозможно), он вправе потребовать арш (разница между стоимостью целой вещи и вещи с изъяном). А если он перестанет быть владельцем вещи, например, из-за её продажи (другому лицу) или по какой-либо иной причине, то он, в этом случае, не имеет права требоват арш. Но если вещь (снова) вернётся к нему (например, из-за того же изъяна), то он вправе вернуть её (первому продавцу). Если в вещи, когда она находится у покупателя, возникнет ещё один изъян, то взимается арш, а (принудительный) возврат вещи (продавцу) запрещён. (Потому что, в этом случае, ущерб наносится уже продавцу). Но, если продавец согласен принять вещь (с новым) изъяном, то покупатель не имеет права требовать арш.
Условием возврата вещи (товара) является – незамедлительность. Он, на пути (к партнеру по торговой сделке или кадию) возьмёт себе в свидетели (двух благочестивых мусульман, чтобы они засвидетельствовали о том) что он расторгает сделку. Если он узнает об изъяне во время совершения молитвы или приёма пищи, или во время отправления естественной надобности, или посреди ночи, то он может отложить (расторжение сделки) до освобождения от препятствующих обстоятельств с условием (немедленного) прекращения использования (купленной) вещи. А если он отложит расторжение, имея возможность сделать это, то право (принудительного) возврата вещи и требования арша утрачивается.
Раздел:
Вещь, до того как её получит покупатель, находится под ответственностью продавца. Если она испортится или её испортит (сам) продавец, то сделка расторгается, и покупатель не обязан её оплачивать. А, если её испортит покупатель (не имея право на её использование, т.е. после совершения сделки, но до её передачи ему), то он обязан оплатить. Порча вещи, в этом случае, расценивается как принятие её покупателем.
Покупатель не имеет права продать купленную вещь до тех пор, пока её не примет (на руки, потому что владение вещью, в этом случае считается не полным). Принятие, относительно того, что можно перенести, осуществляется переносом. Например (перенос или перевозка) зерна или ячменя. Принятие того, что можно взять рукой, это взятие рукой. Принятие всего другого осуществляется освобождением, например (освобождение) дома или земли (от собственности продавца).
С. Муртазаев