Общество

Что нужно делать с имуществом покойного

Каждая душа вкусит смерть. Вкусив её, человек будет ожидать своего отчёта за деяния, которые он совершал в этом мире, ведь только их он заберёт с собой в могилу. Всё имущество, которое накопил на этом свете, он оставит другим. Посему человеку стоит больше уделять времени капиталу своих добрых деяний, нежели стремиться заполучить больше мирского имущества. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трое последуют за покойным, назад же вернутся только двое, а одно останется с ним. За ним последуют члены его семьи, его имущество и его дела. Вернутся же члены его семьи и его имущество, а дела его останутся с ним» (аль-Бухари). Как же стоит распоряжаться одним из тех, кто вернулся (членам его семьи), с вернувшимся имуществом (наследством), оставленным покойным? Часто можно встретить такое, что родственники по причине своей неосведомлённости растрачивают имущество умершего, не основываясь на приоритетах, установленных религиозными нормами.  Распоряжаются же имуществом, оставленным покойным, в следующем порядке.Во-первых, необходимо погасить долги по отношению к другим людям. В эту категорию также входит невыплаченный покойным закят (обязательная милостыня), так как закят – это доля бедняков, связанная непосредственно с самим имуществом. Также невыплаченная сумма за покупку чего-либо после сделки купли-продажи, возмещение испорченного имущества и т. п.Во-вторых, из оставленного имущества выделяется сумма на захоронение тела покойного и всё необходимое, что с этим связано, например, плата за омывание, саван, выкапывание могилы и другие принадлежности, учитывая пол и имущественное положение покойного при его жизни. Если же покойный не оставил после себя имущества, достаточного для всего этого, то растраты на себя берёт тот, кто должен был его обеспечивать при жизни. Если же и их нет, то выделяется необходимая сумма из казны верующих. Если и казны нет, то обязанность ложится на состоятельных людей из числа мусульман. В-третьих, выплачиваются долги по отношению ко Всевышнему, как, например, хадж (паломничество в Мекку), если при жизни покойный имел возможность совершить его, обет (назр) или штраф (каффара) и не совершил. В-четвёртых, исполняется завещание покойного в размере не больше чем 1/3 часть из оставшегося имущества после того, как выполнили вышеназванное. В эту категорию входит милостыня (садака), которую обычно упоминают в завещании. В-пятых, оставшееся имущество разделяется между наследниками по долям согласно религиозным нормам (шариату).  Данный порядок необходимо соблюсти, если имущества, оставшегося от покойного, недостаточно, чтобы выполнить все условия. Если же имущества достаточно, то соблюдение порядка последовательности является желательным.  

Абдулла Абдулкеримов