7 простых способов, как перестать сплетничать и обсуждать других людей
Практические шаги по избавлению от злословия.
Все мусульмане, как мы надеемся, знают о пагубности такой привычки, как сплетня или злословие, — о том, что в Исламе называется арабским словом гыйбат.
Когда сподвижники спросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что это такое – гыйбат, он ответил им: «Это когда ты говоришь о своем брате нечто, что ему неприятно». Один из сподвижников спросил: «А если то, что я говорю, правда?». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Если это правда, то это злословие, если же это неправда, то ты оклеветал его» (передал Муслим).
То есть, обратите внимание – грехом является говорить о человеке за глаза что-то, что было бы ему неприятно, даже если это правда! Многие не обращают внимания на этот пункт, оправдывая себя: «Но мы же не придумываем, он такой и есть – глупый, жадный, толстый, ленивый». Но разве человеку было бы приятно такое определение его личности? Об этом Аллах строго предупреждает верующих: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть плоть своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха!» (49, 12).
Обсуждать недостатки или ошибки другого человека – в любом случае дурно, будь это мусульманин или немусульманин; делается это в личном общении или в виртуальном пространстве в сети.
Этот момент тоже следует упомянуть – некоторым людям кажется, что в виртуальном пространстве «все понарошку», поэтому и грехи здесь – не совсем грехи. Так что они не считают зазорным, к примеру, поднимать на смех то, что пишут какие-то люди на своих страничках, обсуждать чужую внешность по фотографиям или обсуждать какую-то иную чужую личную информацию.
Грехом будет являться даже само наше присутствие в той компании, где обсуждают какого-то человека за глаза, если мы будем молчать и не пытаться остановить сплетников. Если мы молчим, а не протестуем против греха и не покидаем эту компанию, значит, мы одобряем то, что там происходит.
Но теперь остается другой вопрос. Мы все согласны с тем, что сплетничать и злословить о ком-то – грешно и порицаемо. Но как нам отказаться от этого поступка? Известно, что многие люди понимают его вред, но им мешает привычка, чужой дурной пример, нахождение в соответствующем обществе и тому подобное.
Итак, что можно сделать, чтобы отказаться от гыйбата – следующие семь моментов могут помочь нам в этом:
1. Осознание самого факта, что сплетня и злословие – это грех, а не невинное провождение времени.
К сожалению, многие люди (даже верующие) не знают о том, что такое гыйбат, и, как следствие, не стараются удерживаться от этого занятия.
2. Избегайте людей, которые не умеют иначе проводить время, кроме как занимаясь обсуждением других людей.
Даже если это ваши друзья, если у вас нет других общих тем для разговоров, кроме как обсуждать жизнь или поступки отсутствующих людей, вам следует расстаться с ними или приложить все усилия, чтобы донести до них опасность этого греха. Напоминайте себе и им, что верующий человек – это тот, кто говорит благое или молчит.
Будет очень похвально, если вы вместе со всем вашим окружением договоритесь отказаться от этой вредной привычки и начнете удерживать друг друга, если кто-то из вас забудется и начнет по привычке говорить об отсутствующих. Для напоминания должно быть достаточно какой-то простой фразы, как, например: «Ой, мне кажется, мы уже совершаем гыйбат», чтобы перевести разговор на иную тему.
3. Избегайте мест, где люди чаще всего занимаются сплетнями.
К примеру, кулеры для воды или кофейные автоматы в учреждениях и офисах часто являются местом, где обсуждают работников этого заведения. Кафе или иные места общественного питания в учебных заведениях также являются местом обмена сплетнями. Интернет с его социальными сетями, чатами и блогами дает некоторым людям неограниченные возможности для злословия.
Если каждый раз во время обеда вы невольно принимаете участие в сплетнях, следует подумать о другом месте для приема пищи. Если злословие общепринято в том блоге или группе, которые вы привыкли посещать в Интернете, найдите себе иное место для общения. Если вы будете присутствовать в обстановке, где злословие является нормой, вы поневоле начнете в нем участвовать.
4. Прекращайте злословие сразу, как только оно начинается.
Если вы оказываетесь в каком-то новом окружении – в новом рабочем коллективе или новой компании – сразу обозначьте свою позицию, что вы считаете сплетни грехом и не хотите в этом участвовать. Разумеется, во время подобного напоминания не следует быть агрессивным и самодовольным, следует сделать это мягко и вежливо.
5. Избегайте всего, что может перевести разговор на обсуждение других людей.
К примеру, вопросов наподобие: «Я давно не видел такого-то. Как он поживает?». Вместо обычного ответа, вам могут сказать: «А вы слышали, что он…?». Некоторые исламские ученые советовали верующим вообще избегать вопросов об отсутствующих людях из страха злословия.
6. По возможности попросите прощения у тех людей, о которых вы когда-то плохо отзывались, и сами прощайте тех, кто злословит на ваш счет.
Особенно следует просить прощения в том случае, если ваше злословие о каком-то человеке повредило его репутации и заставило других людей плохо думать о нем. Наоборот, старайтесь говорить об этом человеке хорошо там, где вы раньше говорили о нем что-то плохое.
Если же человек не знал о вашем злословии, и это никак не вредило ему, лучше не сообщать ему о ваших дурных словах в его адрес, чтобы не огорчать его и не вызывать смуты. Просите прощения у Аллаха за свой грех и старайтесь больше к этому не возвращаться.
Если вы узнали, что какой-то человек плохо говорил о вас, рассказывал другим людям о ваших недостатках или ошибках, постарайтесь простить его. Ведь вы и сами наверняка не были безупречны в этом отношении.
И в дальнейшем помните, если человек охотно обсуждает с вами отсутствующих людей, скорее всего, он с таким же энтузиазмом будет обсуждать вас самих в ваше отсутствие. Если вы любите посплетничать о других, то и сами можете стать жертвой сплетен и злословия.
7. Чаще вспоминайте о смерти и об отчете в Судный день.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) советовал верующим:
«Часто вспоминайте разрушительницу наслаждений – смерть!» (ат-Тирмизи, ан-Насаи).
То, что кажется нам таким привлекательным и интересным в этой жизни, уже не покажется столь приятным, если мы будем чаще думать о смерти и о необходимости дать отчет за все свои поступки после смерти и в Судный день.
Суровое наказание ждет сплетников в будущей жизни, как об этом говорится в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда я поднимался на небо (во время мираджа), мне были показаны люди, у которых были ногти из меди, которыми они царапали свои лица и грудь. Я спросил у Джибриля: «Кто эти люди?». И он ответил: «Это те, кто злословил и порочил других людей» (Абу Дауд).
Известно, что в Судный день человек, который нарушил права другого человека, должен будет отдать ему свои благие дела – а если их не окажется, то на него будут возложены грехи того, кого он обидел.
В связи с этим передается история о поступке одного из праведных предшественников, имама Хасана аль-Басри (да помилует его Аллах). Однажды он узнал, что такой-то человек злословил о нем. В ответ на это Хасан аль-Басри пришел к этому человеку с блюдом свежих фиников и сказал: «Поистине, ты подарил мне свои благодеяния. Я благодарю тебя за это. Но я прошу твоего прощения, потому что я не в силах дать тебе подарок, равный твоему подарку».
Если человеку удастся отказаться от пристрастия посплетничать, он уже недалек от достижения довольства Аллаха: «Кто защитит свой язык от злословия и дурных слов, а свои интимные органы от прелюбодеяния, я (Пророк) гарантирую ему вход в рай» (Бухари и Муслим).
В другом хадисе сказано, что «настоящий мусульманин — тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Тирмизи, Насаи).
Так давайте будем такими настоящими мусульманами, чтобы наши слова не причиняли вреда другим людям — ни явно, ни тайно, ни в их присутствии, ни в их отсутствие. И да поможет нам Аллах в этом.
Анна (Муслима) Кобулова