Общество

Яхъя-Хаджи

Яъхя-Хаджи ( по фамилии Бициев (13.03.1900-25.05.2000). В народе был известен исключительно по имени. Родился в селении Ялхой-Мохк Веденского округа Терской области в бедной крестьянской семье. Его отец Бици умер совсем молодым (в 24 года) еще до рождения своего единственного ребенка Яъхи – других детей у них в семье не было. Яъхя-Хаджи – известный суфийский богослов накшбандийского тариката, принадлежал к Чеченской родовой общине Ялхой. С двух лет его воспитанием занимался родственник по материнской линии Салто, который отдал его на обучение арабской грамоте и основам Шариата местным богословам (алимов) из селений Ачарешки (молла Абдулла), Хажи-эвла и Майртуп (в медресе моллы Актомира). Он также учился и в Дагестане. Затем самостоятельно и с большим усердием углублял свои познания в Исламе и восточной философии. Даже в годы депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан он не прекращал этой работы. Трудное детство и безотцовщина наложили особый отпечаток на формирование его мировоззрения – это обстоятельство не сделало его черствым и бездушным человеком. Напротив, люди выделяли такую черту его характера, как отзывчивость к бедам и нуждам людей. Это качество его внутреннего мира послужило основой того, что он часто бывал участником многих акций по примирению враждующих сторон, в том числе и кровников. Для него неприемлемы были межнациональные, межклановые и межвирдовые предубеждения, он был человеком ясных гуманитарных позиций и демонстрировал это всей своей жизнью. Когда в 90-е годы прошлого века в Чечне развернулись драматические события, связанные с ГКЧП и распадом СССР,  он выступил решительным противником силивого решения спорных вопрпосов между Федеральным центром и Чеченской Республикой, поэтому Дудаев считал его своим идейным противником. Яъхя-Хаджи страстно доказывал на встречах с общественностью, а также в органах СМИ, что в исторических хрониках и богословских трактарах выдающихся деятелей прошлого Чечни нет даже и намека на возможность создания отдельного независимого чеченского государства. В связи с этим Яъхя-Хаджи обосновывал тезис о том, что чеченцам надлежит жить в едином сообществе кавказских народов в рамках общероссийского государства. «В конкретно-исторических условиях конца ХХ века даже провозглашение суверенитета о создании чеченского государства может вылиться в сепаратизм», — предостерегал он своих политических оппонентов. Яъхя-Хаджи ососбо отмечал миросозидательную роль Ислама, пытвлся уберечь людей от противостояния с властью, поскольку считал, что она в современных условиях всегда сильнее простого народа. Он приветствовал покорность власти не по принуждению, а по убеждению, однако для этого и власть должна была, по его мнению, позаботиться о чистоте своих деяний. Поэтому он призывал к поиску компромисса не только внутри республики, но и во взаимоотношениях с Россией, отказу от вооруженного противостояния с ней. Будущее чеченского народа он видел в военно-политическим, социально-экономическим и культурно-информационном союзе с Российским государством. Исходя из этого, Яхъя-Хаджи выступал вначале против так называемого президентского правления Д. Дудаева, а затем и против провозглашения шариатского правления на всей территории Чеченской Республики Ичкерия (что было сделано в августе 1996 года последователем Дудаева З. Яндарбиевым). Своей гражданской позицией по главным вопросам внутриполитической ситуации  в Чечне он вызывал в свой адрес неподдельный гнев радикальных политических лидеров Ичкерии. Для Яхъя-Хаджи не было присуще голословное отрицание позиции религиозных ортодоксов, с кем он не был согласен в принципе. Поэтому он считал для Чечни необходимым придерживаться тарикатского пути развития, что на деле означало соревнование и богобоязненности, духовности, чистоте помыслов и приобретения знаний. Он особо подчеркивал, что интеллектуальное развитие человека является одним из столпов исламской философии и веры в АЛЛАХА: ссылаясь на пророка Мухаммада, он говорил, что в поиске знаний можно дойти до Китая. Яхъя-Хаджи являлся создателем неформальной школы подготовки в Чечне исламских кадров, при этом он придерживался принципа тесной взаимосвязи светского и духовного образования: учеников, не успевавших в государственных общеобразовательных школах, он не допускал к своим занятиям. Некоторые из его воспитанников закончили в свое время высшие духовные учебные заведения в России и  других государствах, часть из них и сегодня занимает высокие должности даже в государственных учреждениях. Яхъя-Хаджи был прекрасным оратором и полемистом. В 70-80-х годах он являлся председателем Совета улемов ЧИАССР, неоднократно выдвигался кандидатом в муфтии республики, но каждый раз отказывался баллотироваться на эту должность. Долгие годы был советником муфтия ЧИАССР. В 1990 году он избирается народным дупутатом ЧИР. Трижды паломничество к святым местам в Саудовской Аравии. Он также посещал святые места в Чеченской Республике. Похоронен в селении Ялхой-Мохк.

                                                                                                          Ахмадов Х. С.