Паломничество
Хадж и умра (малое паломничество) – это (индивидуальная) обязанность каждого совершеннолетнего, свободного, находящегося в здравом уме мусульманина, который имеет возможность их совершить.
Совершение хаджа и умры является обязательным (только) один раз в жизни, если не был дан обет, совершить их (еще).
Паломничество неверного и самостоятельное паломничество ребенка, не являющегося мумаййизом1 считается недействительным.
Под словом имеющий возможность (совершить хадж) подразумеваются два человека: имеющий возможность совершить его сам и имеющий возможность совершить его с помощью другого.
Что касается первого, то (необходимо), чтобы он был здоровым, имел провиант, подходящее для себя верховое животное. Все это является (необходимым) условием (на протяжении всего пути, т.е.,) туда и обратно. (Также) необходимо, чтобы (все) это было сверх расходов на его подопечных, на их одежду (на время его пути) туда и обратно, сверх (содержания) подходящего для него жилья и (выплаты) долга, даже если время его выплаты еще не наступило (потому что долг должен быть выплачен до совершения хаджа, даже если кредитор согласен на отсрочку).
(Необходимо), чтобы он нашёл безопасный путь, в котором он будет чувствовать безопасность за себя и свое имущество.
Если он не найдет (другой) путь, кроме как через море, то он обязан проделать его, если безопасность (в нем) преобладает (над возможностью гибели или потери имущества). Если нет, то нет (т.е., если надежда на безопасность пути не преобладает над возможностью гибели или потери имущества, то он не обязан отправляться в хадж по морю так же, как не обязан отправляться и по суше. Обязанность совершить хадж снимается с него, даже если шансы на гибель и благополучный исход были равными).
Женщина во всем (что упомянуто выше) подобна мужчине. Она превосходит (его только в одном условии), это: чтобы её сопровождал тот, с кем она будет в безопасности; муж, близкий родственник или женщины заслуживающие доверие (две и больше).
Хадж желательно совершить (как можно) раньше, он (т.е., тот, кто имеет возможность совершить) вправе и отсрочить (его совершение). Но если он умрет, не совершив хадж, имея возможность сделать это, то он умрёт как непослушный (т.е., как не исполнивший обязательное предписание шариата). (В этом случае) необходимо возместить за него хадж на средства из его наследства (потому что это – обряд, допускающий замещение, в отличие, например, от молитвы. Т.е., ответственность за несовершенный хадж не снимается с умершего так же, как и его долги).
А имеющий возможность совершить хадж с помощью другого – это тот, кто не может удержаться на спине животного из-за болезни или старости, но обладает (необходимыми для совершения хаджа) средствами или у него есть человек, который ему повинуется (т.е., согласен совершить за него хадж), даже если это не родственник. (В первом случае) он обязан нанять (человека, который совершит за него хадж или умру) за деньги, (а во втором) разрешить сделать это тому, кто согласен совершить хадж за него.
Тому, кто еще не исполнил долг Ислама (т.е. еще не совершил обязательный для всех мусульман хадж), запрещается совершать хадж за другого (так же, как запрещается совершать) и дополнительный (хадж).
В хадж разрешается вступать (тремя способами): 1.отдельно (от умры), 2.начиная с умры, 3. объединив хадж и умру (т.е., способами: ифрад, таматту2 и къиран).
Лучший из них это – ифрад, затем – таматту1, затем – къиран.
(Способ) ифрад – это вступление в хадж с миката1 своего города, затем выход (за пределы священной территории Мекки) к хиллу3 и вступление (оттуда) в умру.
(Способ) таматту 1 – это вступление в умру с микъата своего города в (промежутке времени, отведенного для хаджа, т.е., в) месяцы хаджа (Шавваль, Зуль-къа1да и десять дней Зуль-хьиджа) до совершения обрядов хаджа с последующим совершением хаджа из Мекки в том же году (т.е., без возвращения к микъату).
(Способ) къиран – это вступление в хадж и умру с микъата своего города одновременно и совершение только обрядов хаджа (так как они включают в себя и обряды умры) или вступление сначала в умру (независимо в месяцы хаджа это или нет), затем вступление в хадж в месяцы хаджа до того, как он начнет совершать тIаваф4 умры (т.е., это второй способ къирана).
Совершающему хадж и умру способами таматтуI и къиран необходимо совершить кровяное жертвоприношение.
Совершающий хадж и умру способом къиран обязан совершить кровяное жертвоприношение, (это) если он не является жителем священной территории Мекки и не проживает вблизи от неё на расстоянии, которое допускает сокращение молитв. Совершающий хадж и умру способом таматту1 обязан совершить кровяное жертвоприношение, если он (после совершения умры) не вернулся для вступления в хадж к микъату и не является жителем священной территории Мекки.
Если он не найдет жертвенное животное или ему нечем заплатить за него там (т.е., на священной территории Мекки), или найдет, но по завышенной цене, то (он не обязан совершать данное жертвоприношение), он (вместо этого) будет поститься три дня в хадже и семь – по возвращению домой.
Вступать в хадж разрешается только в определенные для него месяцы. Это: Шавваль, Зуль-къа1да и десять ночей месяца Зуль-хьиджа. Если он вступит в хадж в другое время, то его паломничество зачтется (ему) как умра. В умру можно вступать в любое время (года).
1 Мумаййиз – ребенок, достигший семилетнего возраста, способный различить дозволенное от запретного, способный самостоятельно совершить религиозные обряды.
2 Микъат – определенное для вступления в хадж место.
3 Хиллун – земля за пределами священной территории Мекки.
4 ТIаваф – ритуал обхода вокруг Каабы.
Муртазаев С.