Готовимся спать по сунне
Сон является большой благодатью от Всевышнего. Он успокаивает сердце, снимает усталость, укрепляет нервы и убирает всю тяжесть и последствия прошедшего дня. Поскольку человеку неведомо, когда он умрёт, то наша душа может вкусить смерть и во время сна. Поэтому нам не следует пренебрегать его этикетом, стоит ознакомиться с ним, так как известно, что незнание губит человека. Постараемся напомнить читателям некоторые аспекты подготовки ко сну, полезные для тела и души.
Первое лечь в омовении, использовать сивак. В хадисе‚ переданном от Табарани‚ говорится: «Душа того, кто ложится спать с омовением, возносится к Аршу, и увиденные им сны оказываются правдивыми». В другом хадисе говорится: «Тот, кто ляжет спать в состоянии малого омовения, получит такое же вознаграждение, как тот, кто провёл ночь в поклонении, а день – в посте» (Хаким).
Второй совет – приготовить всё для омовения и сивак тоже, на случай если вдруг проснетесь среди ночи. И ложимся с намерением встать ночью для поклонения Аллаху, так делал наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), и те, кто следовали по его пути. Ибн Абас рассказал «Когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) проснулся среди ночи, он несколько раз использовал сивак». В другом хадисе говорится: «Когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) просыпался ночью, он очищал рот с помощью сивака» (Муслим и Бухари). Абу Дарда передал от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Кто бы ни лёг спать, с намерением встать ночью для поклонения, ему записывается то, что он намеривался сделать, даже если будет спать до утра, и это будет ему от Всевышнего как милостыня».
Если не получается делать омовение и встать для поклонения, желательно посидеть, восхваляя Всевышнего, делать дуа и поминать Аллаха. Говорят, что это приравнивается к поклонению всей ночи.
Следующее – желательно, чтобы у вас было готово завещание, написанное вами, ибо мы не застрахованы от смерти во время сна. Поистине, тот, кто умер без завещания, будет немым в Барзахе (место, в котором пребывает человеческая душа в период между смертью и днём воскресения).
В хадисе нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Тому, кто умер, не написав завещания, не разрешат разговаривать с умершими». Сподвижники спросили: «О, Пророк Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) там и разговаривают?». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, и разговаривают и навещают друг друга».
«Тот, кто, написав завещание, умер, тот находится на правильном пути по сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), – умершим в богобоязненности и подтверждающим, что Аллах Един» (Джабир).
Далее – надо покаяться перед Всевышним во всех своих грехах и простить других людей, сделавших вам что-то плохое. Но если Вы сами кому-то нанесли вред или что-то кому-то должны, попросите у них прощения и возместите причиненный им ущерб.
Правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Мусульманину полагается каждую ночь перед сном размышлять о прошедшем дне и о своих деяниях за весь день. Если совершил благое, то благодарить Всевышнего, наставившего на это. Если плохое, то, искренне сожалея, просить прощения».
Потом – повернуться в направлении киблы; лежать можно в двух положениях: как больной и на правом боку, как это делал наш Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует). Поза больного предполагает, что он лежит на спине и ступни и лицо повёрнуты в направлении киблы; в другом случае это подобно укладыванию умершего в могилу – повернувшись лицом и передней стороной тела.
Лежать лицом вниз на животе — нежелательнымо. Такая поза причиняет вред человеку и затрудняет дыхание, и это не поощряется в религии.
Не принуждайте себе ко сну, если нет на это желания и если это не для того, чтобы пробудится для поклонения сильно этого хотели: так они поступали и по отношению к еде и речи. Поэтому их описывали теми, у которых ночь была коротка для сна.
Но это не означает, что спать запрещается. Рассказывают: что один из сподвижников сказал Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует): «По ночам, оставив сон, я совершаю намазы, а в дневное время, не пропуская, держу посты». По его словам, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) ответил ему: «Я совершаю намазы и держу посты, также пропускаю их и сплю по ночам. Это мой путь, а тот, кто отрешается от этого, тот не со мной».
Желательно перед сном читать дуа. В хадисе Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Перед сном обновляйте омовение, как это делается перед намазом; затем, лёжа на правом боку, скажите: «С именем Твоим, о Аллах, я лёг на бок и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь мою душу, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь своих праведных рабов». (Муслим и Бухари).
Далее следует читать некоторые суры из Корана. Сподвижник Али ибн Абу-Талиб говорил: «Я не могу понять тех мусульман, перед сном не читают аят «аль-Курси». Если бы вы знали, насколько велик этот аят, вы никогда не пренебрегали бы его чтением, ведь он был дан вашему Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) из сокровищниц Арша. Аят «аль-Курси» не был дан ни одному из пророков до Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), и я никогда не провожу и ночи без того, чтобы не прочесть аят «аль-Курси» трижды. Этот аят является самым достойным из аятов книги Аллаха, и в нём приводится Великое имя Аллаха.
Желательным является встряхивание одеяла, подушки и простыни. А также желательно вспомнить о том, что так же, как и сейчас, скоро вас уложат в могилу в одиночестве, без кого-либо, кроме ваших деяний.
Также желательно, после того как пробудитесь ото сна, сказать: «Хвала Аллаху, который оживил нас после того, как умертвил, и к которому предстоит возвращение» (Бухари)
Макка Герзелиева