Год истории-2024 год

Намаз путника

Всевышний Аллах в своей религии не наложил на человека ничего затруднительного, невозможного. Если в обрядах поклонения человек испытывает большие затруднения, Аллах разрешил своему рабу некоторые облегчения, чтобы принять его поклонения, выполненные с облегчениями. Поэтому тому, кто не может стоять при совершении намаза, разрешается совершать намаз сидя. Если он не может садиться, то разрешается совершать намаз лежа (кивая головой). Всевышний Аллах говорит: «…Он (Аллах) не сделал для вас никакого затруднения в религии» («Аль-Хадж», 78).

Человек, вышедший в дальнюю дорогу, испытывает трудности. Дорога лишает человека многих удобств привычной жизни (своевременного сна, питания, омовения…). Поэтому Всевышний Аллах облегчил намаз путника, независимо от того, испытывает путник трудности в данном пути или нет. Милостивый Аллах в намазе путника предоставил два права:1) сокращение количества ракаатов; 2) объединение двух намазов, совершая их во времени одного из этих двух намазов.

Условия путешествия, при которых разрешается сокращать и объединять намазы

1. Длина пути следования в один конец должна составлять 81 км и более.

2. Заранее должно быть определено место прибытия.

Если путник знает, что отправляется в дорогу длиною 81 км и более, то он имеет право сокращать и объединять намазы, даже если не знает точное место своего прибытия. Однако, если кто-то вышел в путь, не определив место своего прибытия и не знает длину намеченного пути, то он не имеет право сокращать и объединять намазы, пока не пройдет путь длиною 81 км.

3. Цель поездки не должна быть связана с греховными делами (продажа или покупка опьяняющих напитков, кража и т. д.). 

Если путь длиною в 81км и более пройден за час, все равно можно сокращать намаз. Также нет разницы, пройдено ли это расстояние по земле, воде или воздуху. Необязательно совершать намерение сокращать или совмещать намазы перед выходом в путь. Если, выходя в дорогу, человек намерился не сокращать и не совмещать намазы, но в пути решил сокращать и совмещать их, то это является дозволенным для него. Если к пункту назначения ведут две дороги, одна короче 81 км, а другая 81 км и выше, но более безопасная, ровная, широкая и т. п., то путешественнику дозволено выбрать вторую дорогу, сокращая и совмещая при этом намазы. Однако не разрешается без причины выбрать длинную дорогу при наличии короткого пути, только с целью сокращать и совмещать намазы.

Сокращение намаза

Разрешается сокращать 4-ракаатный намаз (полуденный, послеполуденный и ночной) и совершить вместо него намаз в два ракаата. А утренний и вечерний намазы нельзя сокращать, так как утренний намаз имеет два ракаата, а вечерний – три ракаата. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда вы находитесь в пути, то на вас не будет греха, если вы укоротите намаз…» («Ан-Нисаъ», 101).

Надо заметить, что путнику наравне с правом сократить намаз разрешается совершать его как обычно, в 4 ракаата. Но совершение намаза в сокращенном варианте для путника предпочтительнее, если он намерен пройти путь протяженностью от 122 км и больше, а если длина пути находится между 81 — 122 км, то предпочтительнее совершить намаз в полном объеме, в 4 ракаата, однако дозволяется  в 2 ракаата. Кроме того, для путника желательно совершать сунна-намазы.

Условия, при которых сокращение намаза является правильным

1. Пребывание человека в пути и совершение им сокращенного намаза в пути.

Если человек отправился в путь после наступления времени намаза, не совершив намаз, данный намаз тоже можно сокращать. А если путник отложил намаз для совершения его дома, который он должен был совершить в пути, то данный намаз нельзя сокращать, так как дома он перестает быть путником.

2. Пересечение человеком границы своего населенного пункта, где он проживает (то есть строения населенного пункта).

Если человек не вышел за пределы строений своего населенного пункта, то он не считается путником. Длина пути отсчитывается от границы населенного пункта, а не от дома, где проживает человек. Заброшенные строения возле населенного пункта, сады, возделываемые поля не входят в границы этого населенного пункта. Поэтому можно сокращать намазы, не пересекая их. Если обозначены границы села, но в этих границах нет строений, то эта земля не считается селом и, соответственно, здесь можно сокращать намазы. Если в границах села находятся огороженные под строительство участки, то это территория считается селом, и нельзя сокращать намазы до пересечения этих участков.

Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Я совершил полуденный намаз с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине в 4 ракаата, а послеполуденный намаз – в Зуль-Хулайфе в 2 ракаата. Зуль-Хулайфа находится за пределами строенийМедины» (Бухари, Муслим).

3. Отсутствие у путника намерения провести на месте прибытия четыре и более дней (в эти 4 дня не входят день его прибытия и день убытия).

Если путник прибыл к месту назначения днем, то отсчет дней начнется с предвечернего намаза. Если он прибыл ночью, то отчет начнется с утреннего намаза. Например, если путник прибыл к месту назначения днем в пятницу, то пятница не входит в 4 дня, а сутки будут отсчитываться с предвечернего времени. Таким образом, в предвечернее время субботы пройдут первые сутки; в предвечернее время воскресения – вторые сутки; в предвечернее время понедельника – третьи сутки. Если путник намерился отправиться в дорогу во вторник до наступления предвечернего времени, он может сокращать и совмещать намазы в эти дни (неполные четверо суток). Однако, если путник намеривается провести на месте прибытия 4 и более дней, он считается местным жителем, поэтому ему нельзя там сокращать намаз. Но он имеет право сократить намаз по пути следования (туда и обратно).

Если путник намеривается провести на месте прибытия менее 4 дней, все свои намазы (до возвращения домой) он имеет право совершать в сокращенном виде. Однако, если он не знает, на сколько он задержится там и все время ждет завершения своих дел, то в этих условиях он имеет право совершать намазы в сокращенном виде 18 дней, не считая день прибытия и день убытия.

4. Невыстраивание намаза за местным жителем. Если намеренно или по забывчивости путник встал на намаз за местным жителем, то ему нельзя сокращать свой намаз. В таком случае путник совершит намаз в полном объеме. Однако, путнику разрешается совершать сокращенный намаз в качестве имама с местными жителями. Сунной для него является, завершив намаз в 2 ракаата, отойти в сторону и произнести: «Продолжайте намаз, я являюсь путником».

Как объединяются два намаза?    

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) передал: «Находясь в пути, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял полуденный намаз с послеполуденным, а вечерний – с ночным» (Бухари).

Намазы можно объединять двумя способами.

1. Перенести вперед намаз, время которого не наступило, к намазу, время которого наступило (например, послеполуденный намаз совершить с полуденным намазом во время полуденного намаза, а ночной – с вечерним во время вечернего намаза).

2. Отложить совершение намаза, время которого наступило, до наступления времени последующего намаза, и совершить их в одно время (например, полуденный намаз совершить с послеполуденным намазом во время послеполуденного намаза, а вечерний – с ночным во время ночного намаза).

Можно объединять полуденный и послеполуденный намазы, вечерний и ночной намазы. Утренний намаз не объединяют ни с одним намазом. Также нельзя объединять послеполуденный и вечерний намазы.

Условия объединения намазов при перенесении второго из двух намазов на время первого.

1. Соблюдение последовательности между двумя намазами.

Из двух намазов сперва выполняют тот, время которого наступило. Например, если есть намерение перенести сокращенный послеполуденный намаз на время сокращенного полуденного, то первым надо совершить полуденный намаз, и сразу после его завершения – послеполуденный. Если молящийся вначале совершит сокращенный послеполуденный намаз, а потом – сокращенный полуденный, то послеполуденный намаз у него не засчитывается. Если молящийся перенес ночной намаз на время вечернего намаза, то первым надо выполнить вечерний намаз, а затем – ночной.

2. Наличие намерения совершить объединяемые намазы вместе еще до завершения первого намаза. Однако сунной является сделать данное намерение во время такбиратуль-ихрам первого намаза (произнесение Алло́хIу Акбар в начале намаза).

Пример совершения намерения для полуденного и послеполуденного намазов: «Я вознамерился, ради Аллаха, совершить обязательный полуденный намаз в сокращенном виде, объединяя с ним послеполуденный намаз». Затем, с произнесением Алло́хIу Акбар, начинается первый намаз. Также дозволено совершить (сердцем, а не вслух) намерение перенести второй из двух намазов на время первого и в ходе совершения первого намаза.

3. Совершение двух намазов без пауз между ними.

При завершении первого намаза необходимо сразу же сделать икаму и приступить к совершению второго намаза. Нельзя делать перерыв между этими двумя намазами, например, совершая тасбих, сунну-намаз или же другие дела. Если между двумя намазами пройдет время, за которое можно совершить намаз в 2 ракаата, то второй намаз будет недействительным. В таком случае нужно обязательно отложить совершение второго намаза до наступления своего времени. Намерение для совершения послеполуденного намаза может быть сформулировано так: «Я вознамерился, ради Аллаха, совершить обязательный послеполуденный намаз в сокращенном виде, объединяя его с полуденным намазом».

Если после совершения полуденного и послеполуденного намазов вовремя полуденного намаза, путник до окончания времени полуденного намаза прибыл домой, то он не должен совершать послеполуденный намаз. А если он прибыл домой во время послеполуденного намаза, то тем более он не обязан совершать послеполуденный намаз повторно, так как он совершил его во время полуденного намаза.

Если после совершения объединенных намазов обнаружилось, что в первом намазе упущен рукн (столп намаза), например, не прочитана сура «Аль-Фатиха» или не выполнен суджуд…, то оба намаза недействительны, необходимо их совершить повторно (совмещая их, или совершая каждый в свое время).

4. Нахождение путника в дороге до вступления во второй намаз.

Например, если путник прибыл к месту назначения до вступления во второй намаз и намерен оставаться там 4 или более дней, то он не имеет права объединять намазы. Следовательно, он должен совершить второй намаз в его действительное время.

Примечание. Паломнику, прибывшему для совершения хаджа из далеких мест, находясь на Арафате, является сунной сократить и объединить полуденный и послеполуденный намазы, когда наступит время полуденного намаза, если это соответствует условиям намаза путника.

Условия объединения намазов при откладывании первого намаза до наступления времени последующего намаза.

1. Наличие намерения отложить совершение намаза, время совершения которого наступило, до времени последующего намаза.

Намерение для совершения, в нашем примере, полуденного намаза, откладывая и объединяя его с послеполуденным намазом, может быть сформулировано так: «Я вознамерился, ради Аллаха, совершить в сокращенном виде обязательный полуденный намаз, объединяя его с послеполуденным намазом».

Намерение для совершения послеполуденного намаза, с которым был объединен полуденный намаз, может быть сформулировано так: «Я вознамерился, ради Аллаха, совершить в сокращенном виде обязательный послеполуденный намаз».

Например, если до завершения времени полуденного намаза не было сделано намерение отложить его до послеполуденного намаза, то на путнике лежит грех за просрочку полуденного намаза. Этот намаз нужно совершить в порядке возмещения.  

2. Нахождение человека в пути в период совершения им двух объединенных намазов – отложенного намаза и намаза, время которого фактически наступило.

Например, если путник прибыл к месту назначения до совершения второго из объединяемых намазов, то отложенный намаз будет считаться, как возмещенный.

При откладывании первого намаза до наступления времени последующего намаза соблюдение последовательности между двумя намазами и совершение их без пауз между ними не является обязательным, но является сунной. Если после объединения полуденного и послеполуденного намазов во время послеполуденного намаза путник до окончания времени послеполуденного намаза прибыл домой, его намазы принимаются, и он не должен совершать их повторно после прибытия.

Пример. Путник встал за имамом на намаз с намерением сократить его, предполагая, что тот – путник и сократит намаз, но оказалось, что имам – не путник и, соответственно, совершает намаз в полном объеме. В данном случае путник совершит за имамом намаз в полном объеме, не сокращая его.

Если известно, что имам является путником, но не известно, сократит он намаз или нет, то молящийся совершает намерение: «Я сокращу намаз, если имам сократит и совершу в полном объеме, если имам совершит его в полной форме».

Примечание. Паломнику, прибывшему в долину Муздалифа, является сунной объединить вечерний и ночной намазы, сокращая ночной намаз в 2 ракаата, когда наступит время ночного намаза, если это соответствует условиям намаза путника.