Параллель взглядов Кунта-Хаджи и Л. Толстого
В Кавказскую войну в противостоянии с Российской империей чеченский народ нес огромные потери. Этносу нохчий грозило полное уничтожение и рассеивание по всему свету. А сам режим Шамиля постепенно превращался в жесткий авторитарный, еще и похуже царской власти.
Именно тогда и появился шейх (учитель, наставник) Кунта-Хаджи Кишиев. Кунта-Хаджи получил отличное исламское образование, знал наизусть Коран, владел арабским языком, посетил с хаджем Мекку и Медину. Был хорошо знаком с суфийской философией миролюбия и миротворчества — бессмысленности погибать в схватке с противником, намного превосходящим по силе.
В своих проповедях он открыто выступал против партии войны Шамиля. «Я бывал в Османской империи, на которую многие так у нас надеются, — говорил Кунта-Хаджи. — Видел, что она подчиняется неправедным англичанам. Видел, что творит со своими же подданными мусульманами-арабами, осмеливающимися выступать против власти султана. С чего вы думаете, что османы нам, чеченцам, помогут?».
Имам Шамиль пытался расправиться с Кунта-Хаджи Кишиевым. Но не сумел. Многие чеченцы, смертельно уставшие от войны, поддержали шейха. Есть мнение, что учение Кунта-Хаджи весьма повлияло на политические воззрения Льва Толстого и самого Махатмы Ганди, читавших его сохранившиеся письма. Целая глава посвящена встрече Кунта-Хаджи с графом Толстым в романе-эссе писателя Саид-Хамзата Нунуева «Нахи, пророки, судьба», изданного в Москве в 1996 году тиражом десять тысяч экземпляров. Но писатель говорит, что он написал художественное произведение, и факт встречи эвлаяи с великим писателем в науке не установлен.
Лев Толстой, сам служивший в молодости в Чечне, весьма почитал пацифистские идеи Кунта-Хаджи
«Дальнейшее сопротивление ваше не угодно Аллаху! Даже если скажут вам идти в церкви, идите, это лишь здания, главное — мусульманами в душе оставайтесь, — говорил, обращаясь к чеченскому народу, Кунта-Хаджи. — Даже кресты носить можете — это лишь железки, главное — оставайтесь мусульманами внутри. Только если начнут на ваших женщин и детей нападать, культуру и язык требовать забыть, только тогда поднимайтесь».
Так был спасен от полного уничтожения чеченский народ. Кроме того, Кунта-Хаджи заметно укрепил Ислам среди ингушей, среди которых прежде было немало еще язычников. А также Кунта-Хаджи принес вайнахам суфийское мистическое исламское учение Кадырия.
Впрочем, с самим Кунта-Хаджи царская власть обошлась довольно сурово. Дело в том, что он как устаз (учитель) набирал в Чечне множество единомышленников — до 6 тысяч. А царская администрация сурово смотрела на любые неподконтрольные ей объединения чеченцев. Кунта-Хаджи был арестован. Не помогло даже мирное выступление его сторонников, попытавшихся добиться освобождения своего учителя. Кунта-Хаджи был отправлен в ссылку в город Устюжна на русский Север.
Особо славит имя Кунта-Хаджи Кишиева Рамзан Кадыров, чей прапрадед Ильяс Беноевский был близким другом и соратником Кунта-Хаджи. И разделил с ним все тяготы северной ссылки.