ВИРДЫ ДОЛЖНЫ ОБЪЕДИНЯТЬ, А НЕ РАЗЪЕДИНЯТЬ
«Верующие, бойтесь Бога истинной богобоязненностью и умирайте не иначе, как сделавшись покорными Ему. Крепко держитесь все за нить божью и не разъединяйтесь, помните благодеяние Бога к вам: когда вы были врагами между собою, Он сдружил сердца ваши, и вы по благости Его сделались братьями; в то время, как вы были на краю огненной пропасти, Он отвел вас от нее. Так открывает вам Бог свои знамения, для того чтобы вы могли идти прямо; и для того, чтобы из вас составилась религиозная община, призывающая к доброму, поощряющая к признанному хорошему, и удерживающая от худого. Таковые — счастливы» (сура 3, аяты 97,98, 99 из Священного Корана).
Вспомнил я об этой суре потому, что, к великому сожалению и к великому стыду, в нашем обществе на сегодняшний день бытуют неприязненные отношения между людьми разных вирдов. Это, конечно, большой позор и непростительный грех перед Аллахом, давшим нам разум стать мусульманами, и перед всеми устазами (Дала къайле ц1анйойла цар массане а), которые настойчиво завещали нам не разъединяться по вирдам, уважать и любить друг друга, как любили они сами между собой. Но мы все же нередко пренебрегаем призывом не разъединяться по вирдам.
Было это относительно недавно. Мы в автобусе возвращались, похоронив в селе Базоркино трех родственников, погибших в автокатастрофе. Проехав злополучный Черменский пост, мюриды Кунта-Хаджи (Дала къайле ц1анйойла цунна) начали зикр. С нами в этом автобусе сидели двое из вирда накшбандийя, тоже родственники погибших. Один из них, услышав зикр, потребовал остановить автобус и выпрыгнул из него. Не вышел, а именно выпрыгнул. Второй сидел рядом со мной и от души поддерживал зикр. Повторяю: оба они из одного вирда, а вирдотерпимость у них, как видите, разная.
Пример этот говорит о том, что не все одинаково привержены противостоянию по вирдовому принципу. Одни яростно против чужого вирда, другие нейтральны, а третьи, слава Аллаху, понимают, что все мы — одна семья — мусульмане.
Когда начинаешь говорить по душам, один на один, каждый признает необходимость единства, осуждает неприязненность друг к другу из-за вирда. Но сказать об этом при своих единомышленниках боятся.
Я тоже боюсь. Боюсь больше всего Аллаха Всевышнего, боюсь, как бы не навредить изложением своих мыслей. Я не мулла, не ученый-исламист.
Я самый обыкновенный простой человек, проживший на этой земле более восьмидесяти лет. Искренне жаждущий нашего единства. Потому что мы, ингуши, и так маленький народ. Если мы станем делиться еще по вирдам, что с нами станет?
Ведь все вирды — это равнозначные пути, ведущие к Аллаху. У нас единый Бог – Аллах, единый Священный Коран и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Так почему же нам не быть едиными в нашей мусульманской вере?
Мне кажется, кто-то должен сказать, что мы не выполняем веления
Священного Корана «Не разъединяйтесь!».
Меня беспокоит подрастающее поколение. Имеем ли мы право оставлять в наследство такое разногласие? Пойдем сватать, спрашивают: «из какого вирда?». Пойдешь на похороны, если ты не из вирда Кунта-Хаджи, то мух бе (мольба об избавлении души покойного от грехов) человек другого вирда не заходит. И наоборот. А страдает дело покойного, он лишается помощи своего брата-мусульманина.
Слава Аллаху, у нас есть, как никогда, большое число алимов, имамов, Муфтият и Муфтий, есть хафизы. Так, давайте, ради Аллаха Милостивого, подумаем над этой проблемой.
Может, я не прав в своих суждениях, пожалуйста, скажите мне, докажите мне обратное. Я тогда успокоюсь.
Ведь Аллах велел нам любить друг друга. Того же нам велел и наш
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Все устазы неустанно твердят, что самое лучшее в мире — хорошее отношение между людьми.
А как поступаем мы? Привозим из далеких сел людей, если они придерживаются другого вирда. Или зачем нам строить отдельные мечети для мюридов разных устазов. Ведь мечеть — это дом Аллаха, и там вправе быть все мусульмане. Много благ дал нам Всевышний. Большую милость Он проявил к нам: вернул нас из ссылки, дал свою республику, своего брата-мусульманина по нашему выбору поставил во главе республики. Дал возможность построить многочисленные мечети, медресе. Дал алимов — молодых, прекрасных, одаренных парней, имеются Муфтият и Кадият. Аллах ограждает нас от стихийных бедствий, нет нестерпимой жары, засухи. Поля наши Он орошает обильными дождями. Всех благ, данных нам Аллахом, не перечислить. Давайте ответим на все эти милости своим единством по вере!
Да наставит нас Аллах на праведный путь, да приблизит Он нас к Себе!
А. Сагов