ВЕРА В ПРОРОКОВ
Кто такие пророки?
Пророки — это лучшие из людей, рабы, избранные Всевышним, чтобы донести до народа Его религию.
Какая разница между пророком (наби) и посланником (расуль)?
Тот, к которому Всевышним Аллахом ниспослано вахью (откровение) с шариатом и поручено донести этот шариат до народа, является посланником (расуль). А тот, к которому было ниспослано откровение, но не было поручено донести его до народа, является пророком (наби). Тот, кто не является пророком, не может быть посланником. Посланники — это избранные из пророков.
Сколько посланников и пророков было отправлено Всевышним к народу?
Некоторые ученые-богословы говорят, что пророков всего было 124 тысячи. Другие алимы утверждают, что их точное число известно только Аллаху. Из этих пророков были избраны 313 посланников. Поэтому, посланники почетнее пророков. Избранными же из посланников являются пятеро, которых называют «Улуль-‘азми», — Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), Ибрахим, Муса, Иса, Нух (мир им всем).
Можно ли стать пророком благодаря своим стараниям в поклонении?
Сколько бы человек ни старался в богослужении и самосовершенствовании, он никогда не станет пророком. Всевышний Аллах Сам избирает из людей особых своих рабов для выполнения пророческой миссии.
Могут ли приближенные к Аллаху люди — эвлаяи — дойти до уровня пророков?
Каким бы величайшим ни был вали, он не достигнет уровня пророка.
Имена каких пророков приведены в Коране?
Это Адам, Идрис, Нух, Ибрахим, Альяса, Исхак, Якуб, Исмаил, Салих, Закария, Аюб, Муса, Шуайб, Давуд, Харун, Юсуф, Худ, Лут, Ильяс, Зуль-Кифли, Яхья, Сулайман, Иса, Юнус, Мухаммад (мир им и благословение Аллаха). Некоторые алимы полагают, что Зуль-Карнайн, Хизри, Лукман и Юша тоже были пророками, другие говорят, что они были из эвлаяи.
Перечисление качеств, обязательно присущих пророкам, и те, которые недопустимы по отношению к ним.
Всевышний Аллах наделил пророков совершенными качествами, то есть признаками пророческой миссии, присущими только им. Такими признаками пророков являются:
Правдивость. Пророк не может говорить неправду, ибо приходит он со Словом Аллаха. Если бы пророк хоть раз сказал неправду, то это означало бы, что таково веление Всевышнего Аллаха, ибо пророки строго следуют Его велениям. Кроме того, у людей возникли бы сомнения, и они не смогли бы различить в его словах правду и ложь.
Непогрешимость. Пророк не может в своем поведении отклониться от пути, указанного Всевышним, то есть совершить греховное, ибо поведение пророка является образцом для подражания остальным людям. Если бы пророк совершил хоть один недостойный поступок, то это означало бы, что таково веление Всевышнего и что такой поступок вправе совершить любой человек.
Интеллектуальное совершенство. Пророк не может быть умственно неполноценным человеком, ибо то, с чем он пришел, — это и есть совершенство. Если бы пророком был глупец, то таковым посчитали бы люди и то, что он проповедует. Кроме того, он не смог бы в дискуссиях отстоять истину, доказать свою правоту людям.
Доведение до людей того, что поручено им довести до них. Пророки получают откровение от Аллаха и обязаны полностью передать людям то, что повелено им Всевышним, ибо они избраны Аллахом именно для доведения до людей истины.
Пророки не могут иметь качества, противоположные перечисленным выше, то есть они недопустимы для них.
Это лживость, греховность, умственная ограниченность и сокрытие от людей того, что было поручено им Всевышним Аллахом довести до них.
Кроме того, существует еще один допустимый для пророков сифат. Это различные состояния людей, не унижающие, не оскорбляющие, то есть не подрывающие их авторитет. Например, сон, болезнь, принятие пищи и питья, женитьба, занятие торговлей, выражение радости и печали и т. д. А такие состояния, которые могут подорвать их авторитет (например, эпилепсия, шизофрения и т. д.), пророкам не присущи.
Итак, всего получилось девять сифатов: четыре обязательных, четыре недопустимых и один допустимый. Следует также отметить, что пророками могут быть только свободные мужчины.
Каков порядок достоинства творений перед Всевышним Аллахом?
Самые достойные из всего человечества — это пять пророков, называемые «Улуль-′азми», среди которых самым лучшим является Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), затем Ибрахим, Муса, Иса, Нух. После них идут другие посланники, а за ними пророки. За пророками следуют старшие ангелы — Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил и другие, затем лучшие люди из уммы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) — Абу Бакр, Умар, Усман, Али, далее сподвижники, которых Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) при жизни обрадовал раем — Тальхат, Зубайр, Абдуррахман, Саид, Са’аду, Абу Убайдат и т. д. После них достойными являются сподвижники, участвовавшие в битвах при Бадре, Ухуде, затем сподвижники «Байату ризвана», далее остальные сподвижники, табиины и имамы мазхабов.
Некоторые алимы говорят, что среди сподвижников самыми достойными являются дети Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его род. Да будет доволен ими всеми Аллах!
Что необходимо знать каждому мусульманину о Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует)?
Каждый мусульманин должен знать, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является одним из детей Адама, из религии Ибрахима, из рода Исмаила. Он является чистокровным арабом из племени Курайш, рода Хашима, родился в Мекке, его отцом был Абдуллах, а матерю — Аминат. Он имел прекрасную внешность: был белокожим с красивым румянцем. При достижении 40 лет Всевышний Аллах возложил на него пророческую миссию.
На протяжении 23 лет к нему ниспосылался Коран. Он распространил религию Аллаха — Ислам. Его шариат отменил все предыдущие шариаты. Умер он в Медине в возрасте 63 лет и похоронен в комнате Аишат, которая ныне находится внутри мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Из книги «Основы религии»