Год истории-2024 год

ПУТЬ ПРИБЛИЖЕНИЯ К АЛЛАХУ — ТАРИКАТ

Суфизм или просто тарикат — это область исламской науки, которая занимается лечением и избавлением человеческой души от плохих качеств и пороков.

Тарикат — это один из путей, приближающий к Всевышнему. И тарикат призывает строить всю свою жизнь согласно iариату. Шариат подробно описывает, как мусульманину устроить жизнь, в нём есть предписания на все случаи жизни: правила молитвы, работы, отдыха, отношений с окружающими, поведение в тех или иных ситуациях и т. п., вплоть до утреннего подъёма и вечернего отхода ко сну.

Но, несомненно, лучше, когда человек, даже занимаясь мирскими делами, поминает Всевышнего. А этому учит суфизм (тарикат, тасаввуф). Учёные Ислама считают, что ничто из созданного Аллахом не достойно того, чтобы занимать наши мысли, вытесняя мысли об Аллахе. Один из величайших шейхов накшбандийского тариката Мухаммад-афанди говорил: «Мирской деятельностью пускай занимаются руки, но не сердце».

А тарикат не призывает ни к чему иному, кроме поклонения Всевышнему так, как Он требует от нас, т. е. с искренностью. Когда у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили, что такое ихсан, он сказал: «Поклоняться Аллаху так, как будто nы Его видишь, хоть ты Его не видишь, воистину Он тебя видит». Поэтому намаз, который совершается с мыслями об Аллахе от начала до конца, будет искренним, но так у нас не бывает. А если сказать о людях тариката, то они не только в намазе, но во всех состояниях бывают в хузуре, т. е постоянно чувствуют взор Всевышнего над ними и их сердца постоянно поминают Аллаха. Это же и есть то, что от нас требует Ислам.

Поэтому хотелось бы пояснить о пользе приобретения наставника. Наставник — это тот, кто прошёл путь познания Всевышнего, исходящий от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Первое, что необходимо для человека, который изъявил желание и вступил на путь познания Всевышнего после того, как покаялся — учитель-наставник, который наставит его на истинный путь. Ведь человек, который ни разу не прошёл этот путь, не знает, кого или что встретит он на этом пути. Другое дело, если он пойдёт за тем, кто знает, где какие опасности, будет подсказывать, что он должен взять вначале, а что по дороге. На пути познания Всевышнего есть опасности, которых не избежать без знающего. Например, хитрости сатаны, которая каждый раз хочет сбить с истинного пути. И гордость, показуха, зависть, все сердечные болезни и препятствия со стороны родных и близких, проблемы материальные и физические. Как избавиться от этих болезней, если не обращаться к тому, кто разбирается в них? Поэтому необходим наставник. От степени вероубеждённости и чистоты сердца зависит сохранность частей тела от недостойного. При выполнении обязательных предписаний шариата наиболее сильным средством для очищения сердца является поминание Всевышнего. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил своих сподвижников поминанию Всевышнего посредством передачи от сердца к сердцу (талкин). Таким образом, этот способ передачи зикра дошёл и до нас.

Большинство алимов утверждают, что суфийский путь обязателен, поскольку тот, чья цель — жить, следуя шариату, совершенствуясь и познавая Всевышнего, не сможет обойтись без тариката, подобно тому, как искатель жемчуга не сможет достичь свои цели, не нырнув в море. Суфизм или просто тарикат — это область исламской науки, которая занимается лечением и избавлением человеческой души от вышеназванных болезней. Докторов этой медицины называют устазами, шейхами, муршидами или просто духовными наставниками. Самым главным из докторов был наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он говорил: «Я послан для совершенствования человеческой нравственности». И до Судного дня, не прерываясь, будет продолжаться силсила (цепь) любимцев Аллаха, шейхов и последним из них, по словам выдающего шейха имама Раббани, будет имам Махди, который объявится ближе к концу света.

Крупнейший исламский учёный, богослов — имам ибн Хаджар аль-Хайтами пишет, что наука ихсан — это наука тасаввуф (суфизм). Суфизм фактически является тем, что приводит человека к ихсану.

Один из самых выдающихся и общепризнанных учёных современности Мухаммад Сайд Рамазан аль-Бути пишет, что ихсан или суфизм (или просто тарикат) является сердцем Ислама, жемчугом, спрятанным в сердце мусульманина. Если же не будет ихсана, то Ислам превращается в традиции и обычаи, остаётся только одна форма-видимость, но не будет содержания.

Но после того как ты захотел вступить на путь познания Всевышнего и взял наставника, то тебе следует обязательно знать нижеследующие условия для своего же блага.

Первое, что надо сделать человеку, который взял себе наставника: он должен быть убеждён в том, что он любимец Аллаха, полностью предавшись ему во всём и следовать за ним во всех состояниях. Вручить себя ему и быть крепко убежденным, что он твой путеводитель в приближении к Аллаху. И быть убеждённым в том, что если бы не он, то я не дошёл бы до познания Аллаха. И чтоб ты знал, что он более жалостлив по отношению к тебе, чем ты сам. И он никогда не прикажет что-то делать или оставить, если нет взамен лучшего. Разумно ли, если человек обратился к врачу и врач, осмотрев его, пропишет нужные лекарства, а больной после этого будет упорствовать и скажет, что врач не прав? Будет ли он здоров от того, что посетил врача? 

Уважение и любовь к шейху приводят к любви к Аллаху. Будь рядом с ним, находясь в полном молчании с закрытыми глазами, смиренно обратив своё сердце к сердцу шейха, чтобы получить благодать. Будь уверен, что перед тобой наместник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и поэтому веди себя возле него так, как вёл бы себя возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Учёными называют тех, кто познал Аллаха и ведёт себя согласно своим знаниям. Они оставляют всё запретное и выполняют повеление Господа своего, остерегаясь гнева Его. 

Не отправляйся к шейху, забыв об Аллахе, с мыслями о мирских заботах. Недопустимо быть плохого мнения о нём, не следует возражать ему, отрицать его или иметь намерение испытать его или испытать ненависть, иначе его сердце закроется для тебя, и ты лишишься взора Всевышнего.

Если ты будешь человеком, который не убеждён в этом, и не будешь стараться соблюдать хотя бы малую часть этих необходимых адабов, то любовь твоя, которую ты оспариваешь — это ни что иное, как чистое лицемерие. И ты не получишь никакой пользы из общения с ним, даже если будешь дружить с ним тридцать лет.

Пусть Всевышний поможет нам понять суть тариката и придерживаться его. И пусть поможет нам соблюдать адаб к своему наставнику! Амин.

Р. Ш. Албагачиев