И Билял поднялся на крышу Каабы…
Аят Корана гласит: «О вы, которые уверовали! Воистину, Я создал вас от Адама и Хавы (или каждого из вас создал от отца и матери, то есть в смысле происхождения вы все равны), поэтому у вас нет основания возноситься одному над другим. Также Я создал вас народами и племенами не для того, чтобы вы возгордились родителями, родней, богатством или детьми, спорили, пререкались или враждовали друг с другом, а чтобы вы знали о происхождении и родственных связях друг друга. Например, если вас спросят, из какого вы рода и племени, чтобы вы говорили: «Из племени Хазрадж, Авс или Курайш» – и чтобы детей не приписывали тем, кто не является им родителями. Воистину, самым достойным из вас пред Всевышним Аллахом на том свете является самый богобоязненный на этом свете, вне зависимости от рода и племени, а также цвета кожи» (13 аят суры «аль-Худжурат»).
Словом, страх перед Богом является причиной возвышения достоинства человека на этом и на том свете. «Воистину, Всевышний Аллах – Знающий о ваших явных деяниях и Ведающий о сокровенных состояниях». То есть ничто в нас не является тайной для Господа. Еще до сотворения людей благодаря Своему предвечному знанию Творец знал, кто и как будет себя вести на этом свете.
О причине ниспослания упомянутого аята рассказали по-разному. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал так: «В день взятия Мекки, когда по велению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Билял (да будет доволен им Аллах), поднявшись на крышу Каабы, возвестил азан, ‘Утба, сын Усайда, промолвил: «Хвала Аллаху, что мой отец умер, не увидев этот день», то есть его очень огорчило то, что на молитву, поднявшись на крышу Каабы, призвал Билял. И Харис ибн Хишам (да будет доволен им Аллах) сказал: «Неужто Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не нашел никого, чтобы призвать к молитве, кроме этого чёрного ворона?». Подобное же произнес и Са‘д ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах). Абу-Суфйан (да будет доволен им Аллах) же сказал: «Я промолчу, ибо боюсь, что Всевышний Аллах сообщит об этом Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)».
Явившись к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ангел Джибриль (мир ему) передал ему все, что они говорили. И когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подозвал сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и спросил об этом, все сознались. Затем был ниспослан упомянутый аят, и, как было сказано выше, он предостерег мусульман, чтобы они не гордились своим происхождением, богатством и потомством.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также изрёк: «Я – господин сынов Адама, то есть его потомков, но я этим не горжусь». То есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) гордится не предками и не посланничеством, а тем, что исполняет все заветы Бога, соблюдает границы дозволенного и недозволенного, доволен своей судьбой, проявляет терпение в нужде, является Его истинным рабом.
О том, что наивысшим достоинством является быть истинным рабом Всевышнего, говорится и при произнесении шахады: «Я свидетельствую, что, воистину, Мухаммад – раб и Посланник Аллаха». То есть слово «раб» произносится раньше слова «Посланник». Посмотрите, даже Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не гордился ничем, кроме того, что является рабом Всевышнего, а мы, не умеющие по-настоящему поклоняться Господу, похваляемся происхождением, занимаемой должностью, состоянием, роскошными домами, потомством, несмотря на то, что всё это не приносит никакой пользы на том свете. В основе бахвальства такими тленными вещами, не приносящими на том свете никакой пользы, лежит глубокое, безграничное невежество. Словом, гордыня усиливается с возрастанием невежества.
В хадисе говорится: «Нет бедности большей, чем невежество». Поэтому, чтобы избавиться от бедности невежества, следует приобретать знания.
Поскольку каждый мусульманин обязан стремиться к знаниям, да поможет Аллах приобретать знания и детям, и взрослым.
ИСЛАМ.РУ