Основы поклонения

«Самым ненавистным из людей для Аллаха является тот, кто…»

430461-INNERRESIZED600-600-photo-1507297267319-53c03c242f53Редко кто из людей не любит поспорить. Ведь всем нам хочется всегда быть правыми, мы уверены в том, что лучше осведомлены обо всем происходящем вокруг нас – о погоде, о природе, о политике и экономике, о религии, о том, как воспитывать детей, вести хозяйство. Так что, если кто-то высказывает мнение, противоположное нашему, мы тут же начинаем ему возражать и доказывать ему, что он не прав. Пускай никто из нас не специалист в обсуждаемом вопросе, наши знания об этом могут не выходить за пределы слухов, обрывочных сведений, бегло прочитанной заметки где-то в социальной сети. Но, тем не менее, спор может быть жаркий, напористый, где оппоненты рано или поздно переходят на личности, намекая собеседнику, что он не хочет согласиться с чужим мнением, поскольку у него слабые умственные способности, и вообще, он жалкий и ничтожный человек. Здесь мы не говорим о конструктивной и полезной дискуссии – когда оба собеседника компетентны и сведущи в обсуждаемой проблеме, — к примеру, это спор двух специалистов в какой-то науке. У каждого собеседника есть веские аргументы своей правоты, он умеет аргументировано обосновать свою точку зрения. И даже если никто из оппонентов не согласится с мнением другого, они смогут провести дискуссию так, чтобы остаться в рамках приличия. Нет, речь идет именно о противостоянии людей, когда не хотят слушать один другого, когда упорно стоят на своём, даже не имея разумных доводов своей правоты. Особенно неприятно видеть такой спор среди людей религиозных. Все мы бываем время от времени свидетелями таких споров по вопросам вероучения или религиозной практики – в мечетях или социальных сетях. Собеседникам не важно, что расхождение по этим вопросам существуют годами в научном исламском мире – и согласия в них нет даже между большими учеными, что их собственный уровень подготовки никак не позволяет вести дискуссии на эти темы, что они вообще не умеют корректно спорить – поскольку грубы, невоспитанны и не уважают собеседника. Нет, они будут спорить часами, горячиться, размахивать руками, кричать и шуметь, оскорбляя друг друга и, в конце концов, разругавшись насмерть, разойдутся непримиримыми врагами, пожелав напоследок, чтобы их противников постигли всяческие несчастья в этой и будущей жизни. Разумеется, такое поведение не подобает никому – и уж тем более, людям, называющим себя верующими. Именно о таких спорах говорится в Коране и хадисах в весьма негативном духе. «Среди людей есть такой, речи которого в этом мире вызывают у тебя восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик» (аль-Бакара, 204). «Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является (человек), непримиримый в спорах» (Бухари, Муслим). Заядлые и непримиримые спорщики – это люди, которым нравится сам процесс спора, которые готовы спорить о чем угодно, будучи одинаково несведущими во всех обсуждаемых вопросах. Это обычно люди тщеславные, для которых главное – унизить собеседника, показав свою правоту и его ничтожество. Есть очень хорошая поговорка: «Не старайся быть правым – будь мудрым». Речь не о том, разумеется, чтобы не считать себя правым в каком-то вопросе, но о том, чтобы не стараться непременно доказать всем эту правоту. Вот в чем настоящая мудрость – уметь оставить спор, даже если ты прав и чувствуешь, что твой собеседник заблуждается. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто прекратит спор, будучи правым, Аллах построит дом в центре Рая, а тому, кто прекратит спор, будучи неправым, Аллах построит дом на окраине Рая». Из этого хадиса следует, что Всевышний настолько бывает недоволен спором, что и неправому обещает построить дом в Раю, за прекращение полемики. Кто-то сейчас спросит – а как же можно промолчать, если видишь, что твой собеседник явно заблуждается, а ты знаешь, как лучше? Но вы уверены, что сможете переубедить вашего собеседника, что он не прав? Особенно, если речь идет о каких-то серьезных вопросах религии. В мире веками существуют разные религии, ваш собеседник – если он принадлежит к другой религии – тоже наверняка, следует ей много лет, а вы думаете, что за полчаса разговора он переменит свое мнение? Если же он мусульманин, но придерживается иной точки зрения по каким-то вопросам, тем более, оставьте его – ваш спор, кроме как к ссорам и взаимным обидам, ни к чему не приведет. Верующим людям было велено соревноваться в добрых делах, а не оскорблять друг друга в бесполезных спорах. Ведь спор – в девяносто случаях из ста – кончается только взаимными обидами и озлоблением, собеседники остаются при своих мнениях, но при этом расходятся недовольными и расстроенными. Именно по этим причинам верующим людям было велено избегать споров. Отдельно следует упомянуть споры семейные, которые неизбежно возникают между супругами. Здесь тем более – ради мира в доме – нужно стараться уступать друг другу, не настаивая на своем по мелочи. Ведь если посмотреть на этот спор со стороны, что, собственно говоря, могут не поделить супруги? Стоит ли покупать именно эту марку бытовой техники – стиральной машины или холодильника – или лучше вон ту, а может пока что и старая сойдет? Где нужно повесить эту картину – в детской комнате, в гостиной, в кухне? Что подарить на день рождения родственникам, как правильно успокоить плачущего ребенка, что приготовить на обед или ужин? Разве все это в самом деле серьезные поводы для ссоры? Но все мы знаем, что из такого пустячного повода может произойти большой скандал, с криками и взаимными оскорблениями, после которого супруги будут целыми днями не разговаривать друг с другом – когда все уже давно забыли, из-за чего вышел конфликт, но взаимные обиды остаются надолго. Не лучше ли было сразу уступить – пускай это не всегда легко, особенно самолюбивому человеку, но зато в семье будет мир и покой. Вам кажется унизительным уступать – но тогда вашей семье грозят постоянные скандалы, и вообще такой брак ждет довольно печальный финал. Итак, споры – то есть, взаимное упрямое желание людей настоять на своей правоте в разговоре – это очень неправильное и глупое занятие, которое может быть присуще только невежественным, ограниченным, но при этом тщеславным и высокомерным, людям, которым хочется выставить напоказ свой ум и знания, унизив при этом своих собеседников. Всевышний осуждает такое бесполезное и пустое занятие, обещая, что вознаградит мудрого человека, который сможет сделать над собой усилие, вовремя оставив ненужный и бесполезный спор. Супругам, тем более, следует стараться взаимно уступать друг другу – проявляя гибкость и мягкость, поскольку такой спор легко может превратиться в ссору, когда люди давно забудут – из-за чего она началась, но взаимные обиды и претензии могут остаться надолго. Увлечение спорами в семье особенно опасно, поскольку ставит под удар сам супружеский союз.

Анна Кобулова

https://islam-today.ru/