Брань за спиной и сплетни в Исламе
К сожалению, сплетни, как среди женщин, так и среди мужчин – очень частое явление на сегодня. Есть коллективы, где люди собираются в основном ради того, чтобы посплетничать, обсудить кого-то, и если в такой компании никого не будут обсуждать, то многим станет попросту скучно. Вы можете сказать этим людям, что сплетничать вообще-то недопустимо, но часто на это у них есть готовый ответ. Они говорят, что не обсуждают того, чего на самом деле нет в таком-то человеке. Пророк по этому поводу сказал, что гыбат (или хула) – это упоминание брата по вере тем, что ему бы не понравилось. На это сподвижники Пророка спросили, а что если то, о чём они сказали, есть в этом человеке? На что Пророк ответил: «Это и есть гыбат (хула), а если ты сказал то, чего нет в этом человеке, ты совершил бухтан (клевету)». В Исламе сплетня рассматривается как форма людоедства, потому что считается, что тот, кто обсуждает своего брата по вере, кушает его мясо. Об этом сказал Пророк: «В ночь моего вознесения я проходил мимо народа, который резал мясо из своих боков и глотал по кусочкам, и этим людям говорили: «Кушайте мясо, которое вы кушали у ваших братьев (в земной жизни)!» Я спросил: «О, Джабраил, кто эти люди?!» Он ответил: «Это люди из твоей уммы (общины), они были сплетниками»» (Абу Давуд).
Считалось, что в былые времена у тех, кто обсуждал своих братьев по вере, был мерзкий запах изо рта. Но сейчас люди настолько погрязли в хуле, что не чувствуют этого запаха. Что именно в Исламе считается хулой или сплетнями? Как мы уже говорили, хулой считается такое высказывание о твоём брате, которое бы ему не понравилось, если бы он его услышал. Это может быть упоминание о его нравственных или физических недостатках, плохие отзывы о его предках, высказываниях, поступках, о его отношении к религии, или даже о его доме, одежде, или животном. Хула – это упоминание о таких его физических недостатках, как слабость зрения, косоглазие, лысины, слишком большой или маленький рост, жёлтом или чёрном цвете кожи, как и о многом другом, что неприятно человеку. Нельзя обсуждать происхождение человека, говоря о том, кем был его отец, если он имел «недостойную» профессию по чьему-то мнению. Хула – говорить о нравственных качествах другого, что он высокомерный, скупой, или обладатель дурного характера, или малодушный, слабый, или делает хорошее только напоказ людям и т.д. И многое, многое другое также относится к разряду сплетен. Но хула не ограничивается одними лишь словами. Ещё хуже, когда человек подражает хромому или кому-то ещё с физическими недостатками. Такое подражание хуже слов, потому что позволяет изобразить недостатки брата по вере более наглядно для других. Знайте, что человек, который так поступает, ест плоть своего брата по вере. Почему хула – это плохо? Всевышний Аллах сказал, что злословить о своих братьях по вере – отвратительно. Более того, он запретил мусульманам думать плохо о своих братьях, потому что очень часто такие мысли подталкивают их к совершению грехов. Дурные мысли о ком-то, лишённые основания подозрения неразрывно связаны с греховными поступками и речами. Эти мысли как червь понемногу закрадываются в душу человеку, пока он совершит, или не скажет чего-нибудь, в чём впоследствии будет раскаиваться. Аллах запретил правоверным плохо думать о братьях-мусульманах, испытывать к ним вражду или ненависть, а тем более пытаться разузнать об их недостатках и стремится обнародовать их. Надо стараться не замечать ошибок своих братьев. Что мне делать, если иногда я позволял (позволяла) себе обсуждать других? Как отказаться от этой привычки? Великий арабский мудрец раскрыл три благодетели, которые нужно иметь каждому из нас в отношении другого: «Если не помогаешь своему брату по вере, то хотя бы не вреди ему. Если не можешь порадовать своего брата по вере, то хотя бы не печаль его. Если не можешь похвалить своего брата по вере, то хотя бы не порицай его». Если вы обсуждали другого и искренне раскаиваетесь в этом, и при этом знаете, что ваша сплетня не дошла до того человека, о котором вы говорили, то достаточно попросить прощения у Всевышнего и больше повторять и не возвращаться к этому греху. В этом случае не стоит говорить человеку, которого обсуждали, и просить у него прощения. Но это нужно сделать тогда, когда сплетня дошла до него. Что делать, если я оклеветал человека, рассказав другим о том, чего в нём нет? Вам нужно искренне просить прощения у трёх категорий людей: «Придите к тем людям, которым вы рассказывали клевету, и скажите им, что рассказали им ложь о таком-то человеке. Придите к тому, на кого клеветали, и просите прощения. Важно настоять на прощении. Попросите прощения у Аллаха и покайтесь перед ним за содеянное». Есть ли случаи, когда обсуждение кого-либо не считается хулой? Да, такие случаи действительно есть, и их три. Можно обсуждать человека, при этом не задевая его личность, а говорить о его деятельности, так как такое обсуждение позволяет уберечь от этих деяний и идущего вместе с ними зла других людей: Обсуждение несправедливого правителя. Обсуждение явного грешника. Выявление религиозного новаторства. Сплетня может нанести большой вред. Рассказывается, что в давние времена один человек купил на рынке раба. Продавец говорил, что у раба нет изъянов, кроме одного, что он сплетник, но покупатель не придал этому значения. Прожив несколько дней у нового хозяина, раб сказал жене хозяина: «Мой господин хочет взять ещё одну жену, а тебя не любит. Если ты хочешь, чтобы он был привязан именно к тебе и не женился ещё раз, то отрежь немного волос из его бороды и держи с собой». Она про себя ответила: «Хорошо». Потом он пошёл к её мужу и сказал: «О, мой господин! У твоей жены появился любовник, и она желает сегодня ночью избавиться от тебя, она придёт с ножом убить тебя». И вот ночью жена пришла с ножом отрезать несколько волос из бороды своего мужа, а муж в это время притворялся спящим, ожидая жену. Увидев жену с ножом, он убедился в правоте слов нового раба, и сам убил жену, ударив её ножом. Далее родственники жены, узнав о поступке мужа, убили его, а затем его родственники объявили войну его родственникам. И так из-за сплетни между двумя родами возникла ненависть. Слово – это мощное оружие, и мы знаем, что словом можно ранить даже сильнее, чем любым из оружий. Поэтому нужно обдумывать и контролировать каждое своё слово.
https://islam-today.ru/