Основы поклонения

Заём (одалживание)

kosoturiha_1-1Всякий, кто вправе распоряжаться (своим) имуществом (т.е. совершеннолетний, разумный) и имеет право пользоваться (какой-либо вещью), даже посредством взятия в аренду, – может дать её во временное пользование другому лицу.
Всё то, что можно использовать с сохранностью её сущности – можно одолжить с условием словесного выражения (указывающего на согласие) одного из них (дающего – му‘ира или берущего – муста‘ира). Вещь (в таком случае) используют в соответствии с тем, что разрешил му‘ир. Муста‘ир делает с ней то, что ему разрешили или подобное тому, что разрешили, или меньшее (относительно нанесению вреда вещи). (Делает он подобное или меньшее) если это не было ему запрещено. (Например), если му‘ир скажет: «Засей (землю, которую я тебе выделил во временное пользование) пшеницей», то её можно засеять ячменём (потому что ячмень меньше истощает землю чем пшеница), не наоборот, а если он сказал: «Засей» и дал свободу (в действиях), то он (муста‘ир) посеет то, что пожелает.
Если му‘ир откажется от своего решения о передачи земли в долг (и вернёт её) до жатвы (т.е. до сбора зерновых), то (посевы, не смотря на это) останутся (в земле) до жатвы, но (уже) платно. (Имеется в виду), если он разрешил пользоваться землёй без ограничений, а если он разрешил посеять определённую культуру, то бесплатно (потому что му‘ир должен был знать о сроках созревания культуры, которую он разрешил возделывать).
Му‘ир может отменить займ (т.е. вернуть то, что дал взаймы), когда пожелает, если это не земля, отданная для захоронения покойника. (В этом случае) землю нельзя вернуть до тех пор, пока труп (полностью) не истлеет.
Вещь данная взаймы – возмещается, если она испортилась из-за её использования не в том, на что было дано разрешение. (В этом случае) муста‘ир возместит её по цене, которую она имела в день порчи, даже если она испортилась не по его халатности. А если она испортилась после использования в том, на что было дано разрешение, то он (муста‘ир) не несёт за неё ответственность. Расходы по возврату вещи несёт муста‘ир. Муста‘ир не имеет право давать взятую взаймы вещь взаймы другому (потому, что он не является её собственником).

С. Муртазаев