Этапы приучения ребенка к молитве

25484209-B732-4C0A-AFB9-C4124C3A8A1E-7708-000005E4F6FAF817Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его!» (Сура «Та-Ха»,132 аят).
Наши дети – сокровища наших сердец, аманат, доверенный нам, и Аллах, Могуч Он и Велик, передал наших детей под наше покровительство, и мы в ответе за них. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Каждый из вас является пастухом, и каждый из вас будет спрошен за свою паству» (Бухари).
Наши дети находятся под нашим покровительством, и мы будем спрошены за них в Судный День.
От Абу Хурайры, (да будет доволен им Аллах), также приводится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда умирает человек, прерываются его дела, кроме трех: непрерывная милостыня, или знание, приносящее пользу, или праведный ребенок, взывающий с мольбой за него» (Муслим).
И лучшее приобретение мужчины – это его ребенок, потому что он является непрерывной милостыней. Потому что дела твоего ребенка и его потомства вплоть до Судного дня пребудут на страницах книги твоих дел в День Предстояния. Говорит Аллах: «Мы присоединим к верующим их потомков, которые последовали за ними в вере…» (Сура «Гора», 21 аят).
Дети мусульманина – это его запас на пути в Рай, и его путь в Рай.
Необходимо, чтобы мы воспитывали наших детей на правильном вероубеждении, и на совершенном поклонении, и на благородных качествах, и на том, чтобы они стали полезной составной частью общества, ‒ вот величайшая работа, которую предстоит выполнить родителям.
Приучение детей к молитве имеет большое значение для будущего их имана (веры).
Детство – это стадия подготовки и приучения вплоть до этапа совершеннолетия. Ребенок в возрасте семи лет, и до семи лет, и после семи лет не является ответственным за совершение молитвы, согласно Шариату. Однако необходимо ему воспитываться этикету Ислама и приучаться к обрядам поклонения, так, чтобы к достижению возраста половой зрелости, молитва стала неотъемлемой частью его бытия.
Хочу привести этапы в воспитании родителями своих детей на пути молитвы, которые нам следует упомянуть:

1. Стояние (рядом) с молящимися

В раннем детстве, в самом начале пробуждения сознания ребенка, родители должны требовать от детей, чтобы они просто стояли рядом с ними в молитве.
Приводится от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), что он сказал относительно ребенка: «Если он отличает правую сторону от левой, то велите ему молиться». (Привел Абу Дауд).
И даже если он опередит нас в земном поклоне, и если он выстоит один ракаат и покинет молитву, нам следует продолжать приучать его, чтобы он стоял в молитве.
Ребенок еще не понимает положений молитвы, он может ходить перед молящимся, и он может кричать перед молящимся, и может сидеть перед молящимся, ‒ нет ему порицания за это, и он не несет ответственности за что-либо.
И никто не запрещает отца брать его с собой в мечеть и присматривать там за его состоянием, и чтобы он пребывал рядом с отцом в мечети, чтобы он полюбил дома Аллаха, и чтобы он полюбил выполнять эту религиозную обязанность.

От Джабира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, приводится, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Если один из вас совершил молитву в мечети, то пусть он выделит для своего дома часть из его молитвы. Поистине, Аллах – Тот, Кто обратит благом его молитву в доме». (Муслим).
Сунной является, чтобы отцы совершали обязательную молитву в мечети, а дополнительные молитвы (суннаты) – дома, чтобы дом не становился подобием могилы. Совершай обязательную молитву в мечети и совершай два ракаата сунны и витр дома, чтобы дом был наполнен молитвой, которая привлекала бы внимание маленьких детей.
И когда маленький ребенок видит своего отца и свою мать молящимися в доме, он следует им в силу своей врожденной предрасположенности (к исламу), к поклонению.
2. Обучение простым положениям молитвы
В возрасте до семи лет ребенка следует обучить простым правилам омовения: необходимости остерегаться нечистот (наджасы), и подмыванию, и поведению во время справления нужды, и необходимости соблюдать чистоту тела и одежды, с разъяснением связи молитвы с очищением.
Обучение должно быть мягким, чутким, полным нежности и сострадания.
Затем ребенка, не достигшего семи лет, следует обучить «Фатихе» и некоторым коротким сурам, в качестве подготовки к молитве, и обучить его малому омовению (вуду) и дать ему упражняться в этом деле, как поступали благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, со своими сыновьями.
И до семи лет мы начинаем обучать детей молитве и поощрять, чтобы они совершали одну обязательную молитву в течение дня или больше.
3. Приучение к постоянству в молитве
Что касается стадии после семи и до десяти лет, то здесь приходит очередь этого благородного хадиса: «От Абдуллаха бин Амира бин Аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, приводится, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Повелевайте вашим детям совершать молитву по достижению ими семи лет, и наказывайте их за ее оставление, когда им исполнится десять лет, и разделяйте (тогда) между ними в постелях». (Привел Абу Дауд).
Нам следует научить детей этому хадису до того, как они узнают, что уже достигли степени постоянства в отношении молитвы. Поэтому некоторые воспитатели советуют, чтобы день достижения ребенком семилетнего возраста был большим событием в его жизни и единственным в своем роде.
После достижения семилетнего возраста ребенку следует обучиться правилам совершенного омовения, и ему следует обучиться тому, каким образом совершал молитву Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), и некоторым отдельным дуа в намазе.
Надо напоминать ему хадис Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует): «Со слов Умамы бин Йасира, да будет доволен им Аллах, приводится, что однажды он совершал молитву в два ракаата и сделал ее непродолжительной. И сказал ему Абдуррахман: «О Абу-ль-Йакзан, я вижу, что ты облегчил их для себя?» И он ответил: «Поистине, я отдалил от себя этим наущение шайтана. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Поистине, мужчина совершает молитву, и, может быть, не остается для него (вознаграждения) за нее, кроме как за десятую ее часть, или девятую часть, или восьмую ее часть, или седьмую, или шестую», ‒ до тех пор, пока не закончил счет». (Привел Абу Дауд и Ахмад).
Когда мы учим ребенка тому, что если молящийся небрежен к молитве, ему достается только десятая часть награды за нее, или четвертая, или пятая, и так далее, ‒ то вскоре он будет совершать ее наилучшим образом.
4. Делать намеки на наказание за оставление молитвы
Нам следует повторять в присутствии ребенка, еще до достижения им десяти лет, что с наступлением десятилетнего возраста он будет спрошен за оставление молитвы, и будет подвержен упрекам, и будет наказан за оставление молитвы. Для того, чтобы этот благородный хадис был для него сдерживающим началом и побуждающим мотивом к соблюдению молитвы.
Однако мы должны быть уверены в том, что если мы сами берегли свои молитвы, и были примером для детей в бережном отношении к намазу, то и они будут привязаны к молитве и будут беречь ее, в особенности, если мы поощряли их морально и материально.
Бывает отец, избивающий своего сына, если тот не молился. Но есть отец, вознаграждающий своего сына материально за каждую молитву, совершенную вовремя. И существует большая разница между методом побуждения и методом устрашения. И метод побуждения, пожалуй, наиболее полезен в отношении маленьких детей, нежели метод устрашения.
После достижения ребенком десятилетнего возраста, необходимо, чтобы отец следил за выполнением его сыном всех обязательных молитв, а мать за дочерьми, и необходимо определить для них меры наказания и дисциплинарной ответственности, и внушать им, что молитва является религиозной обязанностью и что оставление ее – великое ослушание.
5. Обучение тому, как следует искупить оставление молитвы
На данном этапе необходимо побуждать ребенка к совершению хороших поступков, если он пропустил обязательную молитву: выполнению какой-либо работы, посту, милостыне из его скромных средств, ‒ для того, чтобы исправить упущение в отношении этой религиозной обязанности, притворяя в жизнь слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): со слов Абу Зарра, который сказал: «Сказал Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует): «…Следом за прегрешением соверши благое дело, которое сотрет собой (это прегрешение)». (Тирмизи).
Аллах приводит нам в пример слова Ибрагима, мир ему и благословение: «Господи! Сделай меня выстаивающим молитву и мое потомство!» (Сура «Ибрагим», 40 аят).

(Продолжение следует)

 
 
 

Комментарии

  • Hi my family member! I wish to say that this article is amazing, nice written and include almost all vital infos. I would like to peer extra posts like this .

  • Perfect work you have done, this internet site is really cool with excellent info .

  • I have been exploring for a bit for any high-quality articles or weblog posts in this kind of house . Exploring in Yahoo I ultimately stumbled upon this web site. Reading this info So i’m glad to convey that I have a very just right uncanny feeling I discovered exactly what I needed. I so much no doubt will make sure to don’t put out of your mind this website and provides it a look on a constant basis.

  • cldjtekx fotbollstrjor kcdtgiha maglie del calcio pbwsqzoj billige fodboldtrojer dmknhpft fotballdrakter barn
    heakwzqt fotbollstrjor barn znvkisju maglie del calcio plywrtbf billige fodboldtrojer rcsvtmah
    billige fotballdrakter

 
 

Leave a reply to fodboldtrøjer

*

*