Основы поклонения

Священный месяц Мухаррам

БезымянныйМесяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Это тот месяц, который был возвеличен самим Всевышним в следующих словах Корана: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (Покаяние: 36).
Также, упоминание о нем не раз встречается в высказываниях Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Например, в одном из хадисов сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочередно: Зуль-Ка`да, Зуль-Хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (Сахих Бухари).
Причина наименования месяца таким названием
По словам историков, первым кто назвал лунные месяца такими названиями, какими они сейчас известны, был Килаб, пятый прадед нашего Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует), примерно в 412 году. Месяц Мухаррам был наименован данным именем из-за того, что в нем запрещалось проводить сражение.
Достоинства месяца Мухаррам
1 – Он является одним из запретных месяцев. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) о словах Всевышнего «Не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» сказал следующее: «Аллах запретил несправедливость во все месяца года, затем четыре из них Он особо подчеркнул, сделав их запретными. Как грех, совершенный в эти месяца Он преумножил, так и благой поступок».
2 – Присоединение месяца Мухаррама к Аллаху. Всевышний Аллах возвеличил этот месяц и связал с собой путем почтения. Имам Ибн Раджаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха, и это присоединение указывает на достоинство месяца, поскольку Аллах не присоединяет к себе, кроме как особые создания».

3 – Особая награда за пост. Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наилучший пост после Рамадана – пост в месяц Аллаха Мухаррам» (Сахих Муслим). Али Кари, комментируя этот хадис, сказал, что «скорее всего, желательно постится целый месяц Мухаррам». Однако другие комментаторы считают иначе, так как Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) только в месяц Рамадан постился полностью. Из-за этого, под смыслом данного хадиса, они подразумевают сильное прививание интереса к посту, а не совершения поста во все дни месяца.

Пост в день Ашура

Ашура – это десятый день месяца Мухаррам. В начальную эпоху Ислама пост в этот день был обязательным. Затем, когда Всевышний Аллах ниспослал аят о посте месяца Рамазан, пост в день Ашура стал желательным.
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «По прибытии в Медину Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) увидел иудеев постящимися в день Ашура. Он спросил о причине этого. Ему ответили, что Аллах спас Мусу и народ его от зла их врага именно в этот день. Поэтому Муса постился в этот день в благодарность Творцу. Посланник Господа воскликнул: «Я более достоин относительно [оставленного] Мусой [как продолжающий и завершающий цепь Господних пророков]». Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) постился сам и приказал другим».
Пост Ашура был известен даже в доисламскую эпоху. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала: «День Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует)». Комментируя это предание, Куртуби сказал: «Наверно курайшиты в качестве доказательства о законности данного вида поста опирались на шариат прежних народов».

Достоинство поста Ашура

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) передает: «Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) спросили о посте в день Ашура, на что он ответил: «Я думаю, что Всевышний Аллах (посредством поста) простит грехи за предыдущий год» (Сахих Муслим). Желательно, также держать пост в 9-й и 11-й день, или хотя бы в один из них, поскольку Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) побуждая к этому, сказал: «Отличайтесь от иудеев», которые постились только на десятый день.

Подготовил в печать С.Муртазаев