Основы поклонения

Одалживание средств на торговлю с последующим разделением прибыли (къирад)

170243-INNERRESIZED600-600-1Кирад – это дача средств одним человеком другому (в долг), чтобы тот занимался торговлей с последующим разделением прибыли между ними. Заключить эту сделку между собой могут (только) те, кто вправе распоряжаться своим имуществом.
Условием сделки кирад является иджаб и кабул (предложение и согласие), чтобы (передаваемые) средства были в виде чистых (т.е. не поддельных) чеканных денег (т.е. дирхемов и динаров), в определённой (обговоренной) сумме, имеющейся в наличии, с передачей (её) работнику (для торговли) за определённую часть прибыли, например, за половину или одну треть.
Не разрешается (совершать сделку къирад) посредством товара, фальшивых (денег), слитков. Нельзя (допускать), чтобы деньги оставались у владельца, чтобы один из них получал прибыль за определённый сорт (товара) или (определённую сумму из прибыли, например) десять дирхемов или всю прибыль. Нельзя (допускать), чтобы владелец денег принимал участие в торговле.
Функция работника – это торговля и то, что связано с ней с предвидением прибыли и принятием мер предосторожности. Он не будет продавать в ущерб (себе) и в долг, не отправится в путь (с капиталом владельца) без (его) разрешения. Если владелец капитала поставил условием (то, что не должен был делать, например) чтобы работник купил пшеницу, перемолол её и пёк хлеб или купил пряжу (нити полученные прядением), соткал (например, одежду) и продал (её, так как помол, тканьё и подобные работы не входят в обязанности торговца), или (ограничил его в торговой деятельности, например) сказал: «Покупай только этот товар», в то время как этот товар является очень редкостным, или поставил условием (чтобы работник торговал) только (с определённым человеком, например) с Зейдом, то сделка (с такими условиями) будет недействительной. И в связи с тем, что сделка объявлена недействительной, выходом из положения относительно (оплаты) труда работника является плата за подобный труд, а всю прибыль получает владелец капитала. Это, если владелец (во время заключения данного соглашения) не сказал: «Прибыль вся будет моей». В этом случае работник не получит ничего (потому что он с самого начала ни на что не рассчитывал).
Если один из них расторгнет сделку или сойдёт с ума, или потеряет сознание, то сделка становится недействительной. (В этом случае) работник обязан (обналичить) и вернуть деньги их хозяину.
(В случае разногласий) относительно суммы денег (которые могут возникнуть при возврате капитала) слово работника (подкреплённое клятвой) считается решающим, (также его слово считается решающим) и относительно (самого факта) возврата (капитала), и относительно (его утверждений о) потери (денег или купленного на него товара), и в иске, выдвинутом против него об обмане доверия. А если их мнения не совпадают в отношении доли обусловленной прибыли, то каждый из них поклянётся в своей правоте (после чего вся прибыль достанется владельцу капитала, а работник получит плату равную плате за подобную его труду работе).
Работник становится владельцем своей обусловленной части прибыли только после её разделения (между участниками сделки, не в мере её появления в процессе торговли).

С. Муртазаев