Милосердие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к пожилым людям

information_items_189В последние годы мир начал проявлять к людям старшего возраста особый интерес. Их проблемы пытаются решить множество организаций, им посвящают бесчисленные международные конференции и симпозиумы.
В 1982 была предпринята первая международная инициатива по оказанию помощи престарелым, тогда как ООН объявила последнее десятилетие ХХ века «десятилетием пожилых людей».
В 1983 Всемирная Организация Здравоохранения (WHO) провозгласила идею о необходимости здорового во всех отношениях старения и взяла на вооружение новый лозунг: «Добавим жизни к годам».
Кроме того, в 2002 году в Мадриде состоялась конференция ООН, на которой был утвержден план действий для решения проблем пожилых людей в разных странах мира. Впрочем, это мероприятие не пошло дальше красивых слов и планов, так и не нашедших применения в реальности.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был первым в этой области. Он учил заботиться о престарелых людях, независимо от их веры, пола, цвета кожи, и сам подавал пример того, как это делать.
Эта статья посвящена тому, как Ислам учит обращаться со стариками, и как эти принципы соблюдал Пророк (мир ему и благословение).

Долг молодости
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Молодому человеку, проявившему уважение к старику за преклонный возраст, в старости Господь пошлет людей, которые будут ухаживать за ним» (Ат-Тирмизи).
Таким образом, Пророк (мир ему и благословение) советует молодым мусульманам почитать старость, ибо завтра они и сами станут стариками. Неукоснительное выполнение этого наставления Пророка (мир ему и благословение) помогает поддерживать связь поколений и атмосферу любви и понимания между старыми и молодыми. При этом Пророк (мир ему и благословение) рекомендует отдавать должное любому старику, независимо от его веры и национальности.
В другом хадисе мусульман призывают быть милосердными к людям: и мусульманам, и последователям других религий.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, Аллах не лишит Своей милости того, кто милосерден». Сподвижники сказали: «Каждый из нас проявляет милосердие». Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не милосердие к своему другу…, а милосердие ко всем людям» (Абу Йала).

Признак почитания Аллаха
Абу Муса аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) приводит следующее изречение Пророка (мир ему и благословение):
«Уважение к седовласому старику – признак преклонения перед Аллахом» (Абу Дауд).
В этом хадисе Пророк (мир ему и благословение) указывает, что уважение стариков – способ показать свое преклонение перед Всемогущим. Этот хадис подразумевает любые проявления уважения к старикам и заботы о них: это может быть забота об их здоровье и психологическом состоянии, социальное обеспечение, материальная помощь, борьба с безграмотностью, обеспечение возможностей в области образования и прочие виды заботы и внимания, на которые способен человек.
В одном хадисе Пророк порицает тех, кто не уважает стариков, и называет этих людей чуждыми мусульманам:
«Кто не проявляет милосердия к младшим и не уважает старших, тот не из нас» (ат-Тирмизи, Ахмад).

Примеры из жизни
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Младший должен приветствовать старшего, прохожий – сидящего, а маленькая группа людей – большую» (аль-Бухари).
В этом хадисе Посланник (мир ему и благословение) дает практические рекомендации относительно правил поведения, и первой из них называет уважение младшего к старшему. Таким образом, молодому человеку следует первым здороваться с пожилым и первым, опережая просьбы, предлагать свою помощь, проявлять доброту, заботу и внимание.
Точно также, первоочередность старшего перед младшим должна соблюдаться и в других ситуациях в знак уважения перед возрастом:
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Джибриль повелел мне начинать со старших» (аль-Фаваид, Абу Бакр аш-Шафии).
Пророк (мир ему и благословение) тоже приказал мусульманам «начинать со старшего» при раздаче еды или питья (Абу Йала).
Кроме того, Пророк (мир ему и благословение) говорил, что когда решается вопрос о том, кто возглавит молитву, предпочтение нужно отдавать старшему.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Имамом должен быть человек, лучше других читающий Книгу Аллаха, а если все присутствующие одинаково хорошо читают Коран, то тот, кто лучше других разбирается в сунне; если они равны и в этом отношении, то тот, кто переселился [в Медину] раньше, если они в этом равны, то старший из них» (Муслим)
Далее, в соответствии с руководством Пророка (мир ему и благословение), старший больше подходит для того, чтобы начать разговор. Однажды сыновья Масуда ибн Кааби и Абдур-Рахман ибн Сахль пришли к Пророку (мир ему и благословение), чтобы обсудить с ним какое-то дело. Абдур-Рахман был младшим из них, и он начал говорить первым. На это Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Пусть старший из вас говорит первым» (аль-Бухари).
Облегчение для стариков относительно обязательств
Что касается обязательств, то Ислам избавляет старых людей от обязанности поститься в Рамадан, если это им тяжело, но в таком случае они обязаны накормить бедняка за каждый пропущенный день. Кроме того, если старый человек не может молиться стоя, ему разрешается сидеть, а если и это невозможно, то он может молиться, лежа на боку.
Помимо этого, в достоверном хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) однажды отчитал Муаза ибн Джабаля за то, что тот затянул намаз:
«О Муаз, ты что, испытываешь людей?», – сказал Посланник. «Лучше бы ты прочитал суры «аль-Ала», «аш-Шамс» и «аль-Лейл» для старых, немощных и испытывающих нужду, которые молятся за тобой» (аль-Бухари).
Ислам также разрешает старым людям, не имеющим физической возможности совершить хадж, возлагать эту обязанность на другого человека. Как поведал Аль-Фадл, одна женщина из племени хасам пришла к Пророку (мир ему и благословение) и сказала:
«О, Пророк! Аллах обязал Своих рабов совершать хадж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твердо держаться в седле, так могу ли я совершить хадж за него?” Он сказал: “Да”» (Муслим).
Примеры милосердия Пророка
Говоря о том, как Ислам предписывает относиться к пожилым, нельзя обойтись без примеров из реальной жизни Пророка (мир ему и благословение). Мы увидим, что он внимательно и вежливо выслушивал престарелых людей, даже если это были язычники, добивался освобождения старика, схваченного курайшитами, почтительно отнесся к старику и велел ему позаботиться о своей внешности.
Пророк вежливо выслушивал стариков. В своей биографии Пророка ибн Касир рассказал, что «Утба ибн Рабиа был одним из предводителей язычников Мекки, он пришел к Пророку, пытаясь отговорить его от его миссии:
«О Мухаммад, кто лучше – ты или Абдуллах (твой отец)?». Пророк промолчал. Тогда Утба сказал: «О Мухаммад, ты лучше или Абдуль Муттолиб, твой дед?». Пророк промолчал. Утба сказал: «Если ты утверждаешь, что они лучше тебя, то они поклонялись идолам, которых ты опорочил. Если же ты утверждаешь, что ты лучше их, то скажи, чтобы мы слышали. Клянусь Аллахом, мы абсолютно не видели кого-либо вреднее для твоего народа, чем ты! Ты разделил наше общество, разобщил нас, опорочил нашу религию, и опозорил нас среди арабов! Начали арабы говорить, что среди курайшитов появился прорицатель и колдун! Дошло до того, что мы скоро встанем друг против друга с мечами и начнём сражаться, о, ты, человек!».
Когда Утба заметил вежливость Пророка, он изменил тон и продолжал:
«Если тебе нужно богатство, мы соберем все наше богатство и отдадим его тебе, и ты станешь самым богатым человеком в Мекке. Если ты хочешь власти и почестей, мы сделаем тебя нашим вождем и никогда не ослушаемся твоей воли. Если ты хочешь быть нашим царем, мы сделаем тебя царем, но только откажись от своих слов, перестань хулить наших богов…»
Далее он выразил мнение, что Пророк (мир ему и благословение) охвачен джиннами:
«Если же ты не можешь избавиться от джиннов и болезни одержимости, что охватила тебя, – продолжил Утба, – мы найдем тебе самого лучшего лекаря и отдадим все наше богатство, чтобы вылечить тебя и чтобы ты вновь стал одним из нас». Пророк (мир ему и благословение), дождался когда Утба остановится, и вежливо спросил: «Ты закончил, Абу аль-Валид?». Тот ответил утвердительно. И только тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Теперь послушай меня» и начал читать ему суру «Фуссилат».
Мягкое обращение со стариками
Ибн Касир поведал следующий случай из биографии Пророка (мир ему и благословение). Когда тот (мир ему и благословение) пришел в Мекку в месяц Рамадан на восьмой год хиджры и вошел в Священную мечеть, Абу Бакр привел своего отца Абу Кухафу, чтобы тот принял Ислам.
Когда Пророк (мир ему и благословение) его увидел, он сказал Абу Бакру: «Почему ты не оставил старика дома, я мог бы прийти к нему». Абу Бакр ответил: «Ты больше заслуживаешь того, чтобы он пришел к тебе…». Тогда Пророк (мир ему и благословение) посадил Абу Кухафу перед собой, провел рукой по его груди и предложил ему принять Ислам, на что Абу Кухафа согласился. Заметив, что у Кухафы седые волосы, Пророк (мир ему и благословение) велел ему выкрасить их.
Это только несколько примером мягкости, милосердия и уважения Пророка (мир ему и благословение) к пожилым. Эти примеры, как и многие другие, дают новым поколениям мусульман твердое представление о том, как относиться к престарелым людям, и являются наглядным примером, которому они должны следовать. Подобная забота о стариках отвечает исламскому принципу уважения человеческого достоинства, а также духу солидарности и милосердия, который должен царить в мусульманском обществе.

Мухаммад М.

http://www.info-islam.ru

 
 
 

Комментарии

  • Дорогие братья! Мы должны проявлять милосердие по отношению друг к другу и ко всем творениям Аллаха, так как Аллах приказал нам это.

 
 

Добавить комментарий

*

*