Благостное отношение к родителям

IMG-20171018-WA0041

Всевышний Аллах сказал в суре «Перенос ночью»: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – «уф» и не кричи на них, а говори им слово благородное» (аят 23).
Всевышний Аллах повелевает своим рабам поклоняться Ему одному и не придавать Ему никого в сотоварищи. Слово «решил» здесь в значении повеления, и поэтому Всевышний и Всемогущий Аллах связывает поклонение с добрым отношением к родителям. Аллах, хвала Ему, сказал: «И к родителям – благодеяние», т.е. Он повелевает проявлять благодеяние по отношению к родителям. Аллах предписывает поклонение Себе и доброе отношение к родителям. Это поклонение только одному Аллаху и только Ему, потому что Он – Господь людей, Царь людей, Бог людей. И поклонение – это одна из важнейших обязанностей перед Аллахом, ради которой посылались пророки и посланники, мир им. Всевышний Аллах сказал в суре «Рассеивающие»: «Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Я не желаю от них никакого надела и не желаю, чтобы они Меня кормили» (аяты 56-57).
Последовательность повелений Аллаха определяет степень их важности. Аллах связывает поклонение с добрым отношением к родителям, потому что мы им многим обязаны.
Затем, после повеления проявлять благодеяние к родителям, Всевышний Аллах разъясняет другие стороны этого вопроса, имеющие огромное значение.
Это благодеяние дополняется и украшается отсутствием раздражения по отношению к родителям, проявляющегося в словах и поступках, когда они оба или один из них достигнет преклонного возраста.
«Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им «уф», т.е. не говори им плохих слов, даже «уф», которое является наименьшим из плохим словом.
И запрещение говорить «уф» указывает на запрещение причинения и всех остальных видов неприятностей, что доказывается словами: «И не кричи на них» (аят), т.е. не проявляй грубости по отношению к ним и не кричи на них, если они делают то, что тебе не нравится. Под запрещением имеется ввиду, во-первых, абсолютное запрещение любого проявления раздражения по отношению к ним и, во-вторых, запрещение такого противоречия в словах, как пререкание и пренебрежение.

И когда Всевышний Аллах запретил произносить грубые слова в адрес родителей и грубое отношение к ним, Он повелел говорить им только хорошее и относиться к ним подобающе. Аллах сказал: «Говори им слово благородное» (аят), т.е. слово доброе, прекрасное, нежное, с уважением, вежливостью и почитанием. «И преклоняй пред ними крыло смирения из милосердия» (аят), т.е. будь мягок с ними, будь смиренным из огромного милосердия к ним и будь покорным им на деле.

Заключением всех этих величайших повелений является приказ отвечать родителям благодарностью на их прежние заслуги перед своими детьми. И говори: «Господи! Помилуй их, как они проявляли милость ко мне маленькому, когда воспитывали» (аят), т.е. помилуй их в их старости и после кончины. Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Затем Всевышний Аллах ниспослал: «Не следует пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожников, даже если они были родственниками, после того как стало ясно для них, что они – обитатели огня» (сура «Покаяние»аят 113).
Одним из величайших плодов и результатов правильного воспитания является то, что дети просят милости у Аллаха для своих родителей. Праведный сын – продолжение своего отца и его лучшее приобретение в жизни.
В хадисе говорится: «Когда человек умирает, то его дела прерываются, но остаются три: праведный сын, который просит за него у Аллаха; знания, которыми пользуются люди; и садака, награда за которую длится вечно». Хадис рассказал Муслим со слов Абу-Хурайра, да будет доволен им Аллах.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал от непочтительного отношения к родителям: «Аллах откладывает наказание за все грехи, которые пожелает, до Судного дня, кроме непочитания родителей. Воистину, Аллах наказывает совершившего этот грех в этом мире до его смерти». Хадис сахих (достоверный) передал Аль-Хаким.
Этот же хадис приводит в своей книге Аль-Кабаир» (великие грехи) Имам Аз-Захаби. Праведный сын (дочь), который просит у Аллаха милости и прощения для своих родителей, поднимает их по ступеням рая. И когда спросят о причине этого, то им ответят, что это по причине дуа (молитвы) их детей и просьб о милости для них.
ОСКОРБЛЕНИЕ –
ВЕЛИКИЙ ГРЕХ
Всевышний Аллах повелел нам проявлять милосердие к нашим родителям, так как они этого заслужили. Точно так же Аллах запретил нам оскорбление, когда один человек ругает отца другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать.
По причине серьезности и несовместимости с милосердием к своим родителям, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассматривает этот случай в своем хадисе как один из величайших грехов: «Воистину, одним из величайших грехов является оскорбление человеком своих родителей». Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Как человек оскорбляет своих родителей?» Он ответил: «Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать». (Достоверный хадис).
Имам Ахмад также передает: «Воистину, наивеличайшим грехом является непочитание родителей».
Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Что значит непочитание родителей?» Он ответил: «Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать».
И великой близостью к Всевышнему и Всемогущему Аллаху является послушание родителей и хорошее к ним отношение в этой ближней жизни.
И это приближает нас к Всевышнему Аллаху и ведет нас по прямому пути Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к выполнению его приказов и наставлений.
Ислам особое, огромное почтение оказывает матери, потому что она слабее мужчины и больше поддается влиянию чувств и переживаний, и ее сердце волнуется больше, чем сердце отца.
Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, человеку, спросившему его: «Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?», ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?». Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Твой отец».
Благодеяние детей к родителям не заканчивается со смертью родителей; оно непрерывно длится и продолжается. Человек из ансаров спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?». Пророк ответил: «Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми они общались. И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти».
Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Дауд и Ибн-Маджа.
Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей – тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада». Хадис передал Аль-Байхаки.

Рашид АбдульмуIтый Махфуз

 
 
 

Комментарии

 
 

Добавить комментарий

*

*